22 июня 2018 года – 120 лет со дня рождения Эриха Марии Ремарка (1898-1970)
25 сентября 1970 года в госпитале «Санкт-Аньес» швейцарского города Локарно в возрасте 72 лет умер выдающийся немецкий писатель Эрих Мария Ремарк.
Романтик, любитель женщин и кальвадоса, чья судьба была опалена в адском горниле Первой мировой войны, он наряду с Эрнестом Хемингуэем стал выразителем мыслей первого потерянного поколения 20-го века. Именно Ремарк ввел в обиход понятие «потерянное поколение», к которому относил молодежь Германии, чья юность пришлась на времена Первой мировой войны. Он и сам принадлежал к этому поколению.
Эрих Пауль Ремарк родился в немецком Оснабрюке в семье владельца небольшой переплетной мастерской. В детстве Ремарк коллекционировал бабочек, камни и марки. Мальчик интересовался живописью и музыкой, играл на пианино и органе. Учился Эрих Мария в церковной школе (1904). По ее окончании потупил в католическую семинарию (1912), затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии.
В 18 лет юноша уже давал частные уроки музыки, чтобы иметь карманные деньги для покупки одежды. Он считал, что одеваться нужно красиво и элегантно, и тогда успех в обществе обеспечен. Особое пристрастие он питал к большим галстукам и шляпам в стиле «панама».
В 19 лет в память об умершей матери Ремарк изменил второе имя в инициалах с Пауль на Мария.
В молодые годы Ремарка особенно интересовало творчество таких писателей, как Ф. Достоевский, Гёте, М. Пруст, Т. Манн. Если бы не война, вполне возможно, что Эриха Ремарка мы бы знали как известного музыканта. Но попав в юном возрасте на фронт, в одном из ожесточенных боев он получил пять ранений, в том числе в руку. Так прервалась намечавшаяся карьера музыканта, для которой у Эриха были все предпосылки. Позже Ремарк признавался, что все его произведения написаны под влиянием музыки, а слова он выбирал по их звучанию.
Одно время будущий писатель жил в цыганском таборе. Бродил по улицам, продавая отрезы тканей. Затем работал в бюро по производству могильных памятников. Позже он напишет об этом в романе «Черный обелиск». Эрих Мария Ремарк в начале писательской карьеры сочинял юмористические рекламные тексты, стишки к комиксам о похождениях обнаженных красавиц, добродушно делился с читателями газеты, где работал, секретами приготовления алкогольных коктейлей.
Свой первый роман Ремарк опубликовал в 22 года. Он имел название «Мансарда снов». И эта книга разительно отличается от остальных работ Ремарка. В ней юный писатель описывает свое представление о любви. От критиков книга получила в основном отрицательные отзывы, но на самом деле в биографии Эриха Ремарка она заняла важное место. Удивительно, что впоследствии Ремарк даже стыдился своей первой книги и попытался скупить все остатки ее тиража.
Заметки и цитаты Эриха Ремарка стали печататься в различных журналах, и Ремарк даже устроился на работу редактором в один из них. Там он впервые опубликовал одну из своих заметок под псевдонимом Erich Maria Remarque, вместо правильного немецкого написания «Remark».
В 1927 году был опубликован его второй роман «Станция на горизонте», а еще через два года свет увидел роман, завоевавший огромную популярность уже тогда — «На Западном фронте без перемен». Роман стал настоящей сенсацией в Германии.
Его писательская судьба необычна. Впрочем, легко ли назвать писателя, чья судьба была бы совсем обычной? Видимо лучше сказать, что ремарковская судьба необычнее других…
В самом деле, «На Западном фронте без перемен» — первая, по сути, книга Ремарка, написанная не очень умелой рукой, — оказалась его величайшим успехом, неожиданным, невиданным, небывалым, успехом, которого он никогда более не достигал, к которому даже никогда более не приближался. На протяжении первого года по выходе в свет тираж романа перевалил в Германии за миллион двести тысяч экземпляров; переводы в большинстве крупнейших стран мира довели эту цифру до пяти миллионов. Если бы в конце 20-х годов понятие «бестселлер» стало обиходным, «На Западном фронте без перемен», вне всякого сомнения, нарекли бы «бестселлером». Тогдашние специалисты по издательскому делу нарекли «На Западном фронте без перемен» «величайшим европейским книжным успехом всех времен», что, надо думать, куда весомее.
В 1931 г. был опубликован роман «Возвращение» — о судьбе солдат, пришедших с войны. С 1932 г. Ремарк жил во Франции, в США, затем постоянно поселился в Швейцарии.
Находясь за границами Германии, Ремарк создал ряд романов («Три товарища», «Триумфальная арка», «Искра жизни», «Время жить и время умирать»), в которых отразил вечные темы верности, любви, бескорыстия, служения долгу.
В последних романах — «Жизнь взаймы» и «Ночь в Лиссабоне», Ремарк повествует о событиях послевоенного времени, сохраняя прежнюю гуманность и правдивость, присущие более ранним его произведениям.
Ремарк стал знаковым писателем ХХ века благодаря двум технологиям. Первая: писать, что видишь. Вторая: писать о том, о чем мечтаешь.
Вокруг его творчества часто разгорались ожесточенные споры. Одни принимали его настолько, что пытались подражать даже в питии кальвадоса; другие настолько не принимали, что не находили в его книгах ничего, кроме этого самого сомнительного кальвадоса.
Обобщая творчество Ремарка, многие критики условно называют его автором романов о мужчинах, которые пьют кальвадос, встречают на своем пути женщину, счастливы с ней, пусть и коротко, где-то (близко или далеко) идет война, а мужчина занимается вовсе не тем, что умеет делать хорошо. В этом есть доля правды. Да формула произведений Ремарка практически неизменна, но книги всегда интересны и гениальны.
Он не всегда был прав, однако всегда был честен. Его волновали острейшие проблемы столетия — война и фашизм. У него не было средства их остановить, но он умел их ненавидеть. И противопоставлял им непобежденное человеческое достоинство. А это, в конце концов, не так уже мало. Он не писал для избранных, он старался писать для всех, и многие его понимали. Потому что писал он не только доходчиво, но и сильно.
Все это и обеспечило Ремарку его место в искусстве наших дней.
За долгие годы своей творческой деятельности из-под пера автора вышло пятнадцать романов и несколько рассказов. Многие из них вошли в ТОП-100 лучших произведений XX века.
- Роман «На западном фронте без перемен» писатель написал всего за шесть недель. Однако до того, как это произведение увидело свет, оно пролежало в столе полгода.
- У обедневшего аристократа Ремарк за 500 марок купил баронский титул.
- На визитных карточках Ремарка была изображена корона.
- Писатель был антикваром. Он обожал предметы старины, особенно картины, постоянно покупал их и бережно за ними ухаживал, перевозил он их также лично.
- Родной город Ремарка, Оснабрюк, с 1991 года учредил премию мира в память о своем всемирно известном уроженце.
- В 1986 году в Оснабрюке было основано общественное объединение, целью которого стало сохранение наследия писателя, а также поддержка научной и культурной деятельности в гуманитарной и общественной сферах. Отделения объединения открыты в России и Польше. В состав объединения входят более двухсот зарубежных членов.
- Кратер на Меркурии назван в честь Эриха Марии Ремарка.
В какие бы жизненные ситуации автор ни помещал своих героев, какими бы характерами и профессиями он их ни наделял, в каждой книге он раскрывает читателям свои мысли о войне, страданиях, любви, дружбе и чести, заставляет думать и чувствовать. Будь нежным — будет нежным и мир. Не погрязни в быте, карьере, власти, деньгах! Об этом говорится в романах неисправимого романтика с необычной судьбой.
Мы советуем вам прочитать или перечитать 5 отличнейших романов Ремарка:
- «На Западном фронте без перемен» (1929г.)
- «Три товарища» (1936г.)
- «Триумфальная арка» (1945г.)
- «Черный обелиск» (1956г.)
- «Ночь в Лиссабоне» (1961г.)
Человеческую жизнь писатель считал слишком длинной для того, чтобы любить всего один раз. Однако, он мечтал о великом чувстве и это подтверждают строки из «Трех товарищей»: «Всякая любовь хочет быть вечной, в этом и состоит её вечная мука». Вечной мукой для Ремарка стала встреча в 1938 году с Марлен Дитрих.
«В итоге перед нами последняя великая история любви в XX веке, грандиозная иллюзия, полная лжи и самообмана, но освещенная изнутри бенгальским огнем образов Ремарка…», написал В. Фульд в предисловии к изданию писем Ремарка к Дитрих.
Эта любовь откроет вам нежного, любящего, готового на все ради любимой Эриха Ремарка.
- Предыдущий Громкое чтение по книге «Спешите делать добрые дела»
- Следующий Творческая встреча с Иваном Сергеевичем Жогло
Вам также может понравиться...
К сожалению - Комментарии закрыты