23 августа 2020 года – 140 лет со дня рождения Александра Грина (1880-1932)
«Понять, что Грин гениальный писатель, — полдела.
Грин — полезный писатель. Он ничему вас не учит,
но делает с вами что-то, дающее иммунитет от
всяческой подлости — чужой и, что особенно важно, своей».
Новелла Матвеева, российская поэтесса
Александр Степанович Гриневский, известный под псевдонимом Александр Грин, является одним из самых замечательных прозаиков русской литературы, про которого Даниил Александрович Гранин сказал: «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве».
Наверняка, живущие в СССР, помнят, как всюду возникали клубы «Алые паруса», студии, кружки. Настолько популярной была книга «Алые паруса». Сегодняшнее поколение мало знает писателя Грина – ни школьного, ни хрестоматийного. А ведь бытует твердое убеждение, что в русской литературе только два автора, которые излечивают от депрессии – это Чехов и Грин. Более того, Александр Грин – писатель, которого следует вместе с лекарством давать больным детям.
Александр Грин родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском Вятской губернии. Отец, Стефан Гриневский, польский шляхтич. В 1863 году по делу польского восстания был арестован и бессрочно сослан в Колывань Томской губернии. Позже ему было разрешено переехать в Вятскую губернию. Там он женился на девице из мещан Анне Лепковой, матери Грина, которая умерла, когда мальчику было 14. В семье было четверо детей, Саша – старший. Вскоре после рождения сына Гриневские переехали в Вятку. Там и прошли годы детства и юности будущего писателя.
В четыре года Александр знал всю азбуку, но не мог составлять слоги. И, когда мальчику исполнилось шесть лет, отец принес ему книгу «Приключения Гулливера в стране лилипутов». Первое слово, составленное ребенком, было «море».
Саша слыл странным. В школе его звали «колдуном». Он пытался открыть «философский камень» и проводил всевозможные алхимические опыты, а начитавшись книги «Тайны руки», принялся предсказывать всем будущее по линиям ладони. Домашние попрекали его книгами, бранили за своевольство, взывали к здравому смыслу.
«Иногда я писал стихи и посылал их в «Ниву», «Родину», никогда не получая ответа от редакций, – рассказывал Грин. – Стихи были о безнадежности, беспросветности, разбитых мечтах и одиночестве, — точь-в-точь такие стихи, которыми тогда были полны еженедельники. Со стороны можно было подумать, что пишет сорокалетний чеховский герой, а не мальчик…».
«Грин-блин», как дразнили его, не только плохо учился, он окончил 4 класса реального училища, но имел «тройку» по поведению и был дважды исключен, в том числе и за стишки собственного сочинения о преподавателях: «Инспектор, жирный муравей, гордится толщиной своей…» и так далее в том же духе. Но гордился «пятеркой» по географии и школьной статьей своей о вреде Майна Рида. Боясь наказания, Саша решил бежать из Вятки в Америку, но к вечеру замерз, проголодался и вернулся домой.
Юноша искал спасения в книгах, лесной охоте. С детства он уже знал не только Фенимора Купера, Майн Рида, Густава Эмара и Луи Жаколио, но и всех русских классиков. Увлекался романами Виктора Гюго и Чарльза Диккенса, новеллами Эдгара По, который был его любимым писателям и с портретом которого Грин никогда не расставался, читал научные книги. Но что более всего манило мальчика, о чем он мечтал упорно и страстно, – так это море. Как зарождались эти грезы о вольном ветре, о синих просторах и белых парусах в душе мальчугана, живущего в сухопутной глухой Вятке? Конечно, определенную роль тут сыграли книги Жюля Верна, Роберта Льюиса Стивенсона, морские рассказы Константина Станюковича, как раз тогда печатавшиеся в газетах и журналах.
Летом 1896 года, после окончания городского училища, Грин уехал в Одессу, захватив с собой лишь ивовую корзинку со сменой белья да акварельные краски. Познания, почерпнутые из книг, причудливо переплетались в его голове с самыми странными представлениями о действительности. Например, он был уверен в том, что ступеньки железнодорожного вагона предназначены для того, чтобы поезд на них, как на полозьях, ходил по снегу. Паровоз, который он впервые увидел во время своего путешествия в Одессу, показался ему маленьким, невзрачным, – он представлял его с колокольню с высотой. Жизнь надо было познавать заново.
Оказалось, что поступить на пароход даже каботажного плаванья было непросто. Требовались деньги, чтобы оплачивать питание и обучение. Бесплатно учеников на корабли не брали, а Грин явился в Одессу с шестью рублями в кармане.
Удивляет фантастическое упорство, с каким он пробивался к своей мечте – в море, в матросы. Худенький, узкоплечий, он закалял себя самыми суровыми средствами, учился плавать за волнорезом, где и опытные пловцы, бывало, тонули, разбивались о балки, о камни. Первый раз он плавал на транспортном судне «Платон», совершавшем круговые рейсы по черноморским портам. Грин плавал матросом совсем недолго, а в заграничном порту был один раз. После первого или второго рейса его обычно списывали. Чаще всего за непокорный нрав.
Скитаясь по России, Грин перепробовал самые различные профессии. «Он жил случайным копеечным трудом: забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес… умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря между Баку и Дербентом. Ночевал Грин в пустых котлах на пристани. Под опрокинутыми лодками или просто под заборами…» — это Паустовский о его жизни в Баку. А «Алые паруса» – эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпного тифа он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей.
Искатель чудесного, мечтающий о море и парусах, попадает в Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы. Через четыре месяца рядовой Александр Гриневский бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту. Жизнь Грина не баловала. Он был эсером, побывал в ссылке, бежал из ссылки, опять туда попадал – в общем, долгое время существовал на нелегальном положении.
Отец рассчитывал, что из его старшего сына выйдет непременно инженер или доктор. Из его сына вышел писатель, «сказочник странный», как назвал его поэт Виссарион Саянов.
Литературное наследие Грина очень многообразно. Наряду с прозой он писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Печатал в газетах и журналах очерки и рассказы бытового склада.
В 1906 году появляются два рассказа начинающего автора – «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська». Псевдоним «А.С.Грин» впервые появился под рассказом «Случай» в 1907 году.
В 1908 году вышла первая книга писателя «Шапка-невидимка». В ней напечатаны десять рассказов.
Через два года опубликован его второй сборник «Рассказы». Сам Грин считал, что начиная именно с этих рассказов его можно считать писателем.
Александр Степанович знакомится с Алексеем Толстым, Леонидом Андреевым, Валерием Брюсовым. Особенно сблизился с Александром Куприным.
В 1912 году появляется его рассказ «Сто вёрст по реке». Главные герои – это сам Грин и его первая жена Вера Абрамова.
Один из лучших рассказов писателя – «Капитан Дюк» – написан в 1915 году.
Следующий сборник Александра Грина «Белый огонь» опубликован в 1922 году. Сборник включал рассказ «Корабли в Лиссе», который сам автор считал одним из лучших. Когда рассказ однажды затерялся в редакции, его долго считали потерянным, Грин сказал, что второй раз так не напишешь. К счастью, произведение нашлось!
В 1923 году выходят его «Алые паруса». Повесть Грин посвящает второй жене Нине Мироновой. Одиннадцать лет, которые они прожили вместе, оба считали подарком судьбы.
Затем Александр Грин публикует ряд романов – «Блистающий мир» (1924), «Золотая цепь» (1925), «Бегущая по волнам» (1926). В 1929 году были изданы последние романы Грина: «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда».
Рассказы – это лучшее, что Грин написал. Романы его почти всегда слабые, они не держат большую форму, у них сюжет иссякает, размывается. Александр Грин – мастер новеллы. Если самый страшный и великолепный рассказ русской литературы в жанре психологического, романтического ужаса – то это «Крысолов», если самый лучший рассказ о безумии – то это «Серый автомобиль», если самый лучший рассказ о счастье – то это «Сердце пустыни».
Закончив роман «Блистающий мир», Грин весной 1923 года едет в Крым, к морю, бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924 года поселяется в Феодосии – «городе акварельных тонов». В ноябре 1930 года, уже больной, Грин переезжает в Старый Крым, который он любил за его тишину, за безбрежие садов и леса, за то, что стоит он на горе, откуда видно море. Тут Александр Степанович Грин заканчивает писать «Автобиографическую повесть».
8 июля 1932 года писатель умер. Остался незаконченным роман «Недотрога», до читателя дошла только треть. Он не дописал роман, но в его доме-музее в Феодосии собрали все рукописи и издали это произведение.
«Я посоветую всем читать Грина. Это главный витамин. В нем радость, любопытство, интерес, азарт, любовь, волшебство. Грин – витамин для мозга», – подчеркнул Дмитрий Быков. Так, вперед к Грину. К литературе, дающей читателю концентрат счастья. Александр Грин так ярко описывал счастье, что оно моментально делалось заразительным. Многие описывали горе, а Грин умел описывать счастье – и мы счастливы, его читая. Как говорил он сам, постукивая себя по лбу: «Когда Грину нехорошо, он уходит сюда. И там хорошо».
- Предыдущий Познавательно-игровая программа «С гигиеной дружить — здоровым быть»
- Следующий Урок безопасности «Знать обязан каждый, безопасность – это важно»
Вам также может понравиться...
К сожалению - Комментарии закрыты