7 февраля 2022 года – 210 лет со дня рождения Чарльза Диккенса (1812 — 1870)
У Чарльза Диккенса спросите,
Что было в Лондоне тогда:
Контора Домби в старом Сити
И Темзы жёлтая вода…
Осип Мандельштам «Домби и сын»
Чарльз Диккенс был главным героем в литературном мире Англии эпохи королевы Виктории. Именно он стал первым мастером пера, который жил на деньги, заработанные писательским трудом. А ещё он оказался первой английской знаменитостью в современном понимании этого слова – стал «звездой», которую боготворили восторженные поклонники.
Родился будущий писатель 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута – Лэндпорте. У Джона Диккенса, чиновника морского ведомства, и его жены Элизабет было восемь детей. Жалованья с трудом хватало на жизнь, а отец, добрый и легкомысленный, занимал и тратил деньги, не думая о будущем. Кончилось это лондонской долговой тюрьмой, куда за ним отправились все домочадцы. Родители решили, что Чарльз, как старший сын, должен помогать семье. С двенадцати лет мальчик жил один и работал с восьми утра и до восьми вечера на фабрике ваксы, получая шесть шиллингов в неделю. По субботам и воскресеньям Чарльз навещал родных в тюрьме Маршалси, а в свободное время бродил по Лондону. Особенно поразили его жители трущоб. Нищие, бездомные, голодные дети, старики и женщины, калеки настоящие и мнимые, воры, убийцы, скупщики краденого, мошенники всех мастей, оборванные, но не теряющие достоинства, – всё это он запомнит навсегда.
Когда Чарльзу исполнилось тринадцать, его отец получил небольшое наследство, вышел из тюрьмы и отдал сына в школу, которая называлась «Академия Веллингтон-Хаус».
После её окончания в 1827 году, юноша устроился на работу в адвокатскую контору на должность младшего клерка. Здесь изучив стенографию, выбрал профессию репортёра. В начале 1830-х годов – он молодой репортёр газеты «Морнинг Кроникл». А по ночам Чарльз пишет свои первые произведения. Слава пришла к нему в 21 год и не покидала его до последних дней.
В 1833 году малоизвестный репортёр прочёл в декабрьском номере «Мансли мэгезин» свой первый рассказ «Обед в аллее тополей», подписав его псевдонимом «Боз». Так появились книга «Очерки Боза», которая вышла отдельным изданием в 1836 году, а в 1837-м критик Джордж Генри Льюис в обзоре новых книг уделил особое внимание автору: «Когда вышли очерки, вопрос «Читали ли вы Боза?» был у всех на устах… Байрон любил говорить, что он проснулся однажды утром и узнал, что он знаменит. То же произошло и с Бозом: никогда ещё известность не приходила к писателю так быстро и так заслуженно». В основу книги легли впечатления детства, проведенного в провинциальном Чэтеме. Это был звёздный час Диккенса.
В 1836 году издатели Чэпмен и Холл обратились к писателю с заманчивым предложением – написать юмористический очерк к серии спортивных рисунков известного художника-карикатуриста Роберта Сеймура. Комическим даром Диккенс обладал, но вот знания в области спорта отсутствовали, о чём он предупредил, правда, согласившись на предложение и издателей, и художника. Его увлекла сама идея. Диккенс начинал работу над книгой, не зная, что будет с его персонажем: пожилым джентльменом, бывшим банковским служащим мистером Пиквиком, который отправляется в путешествие по Англии в сопровождении своих друзей. «Пиквик» выходил ежемесячными выпусками. Ежемесячные выпуски – издательская практика, которой Диккенс будет придерживаться всю жизнь. Публикация романа по частям позволяла учитывать требования рынка, читателей, добавлять развлекательности, если публика была недовольна, падал тираж. Так появились «Посмертные записки Пиквикского клуба». На Диккенса обрушилась настоящая слава.
С этого момента и до последнего дня его жизни неизменно, из года в год, из месяца в месяц повторялось одно и то же: читатели не могли дождаться, когда почтальон принесёт им очередной выпуск нового романа Диккенса. Они выбегали ему навстречу и, получив книгу, начинали читать её прямо на дороге, иногда заглядывая друг другу через плечо. Им так хотелось поскорее узнать: что же будет дальше? Удастся ли Оливеру Твисту сбежать из воровской шайки? Что будет с маленькой Нелл и её старым дедушкой? И поймёт ли наконец Дэвид Копперфилд, как любит его Агнес?
Отныне главные события жизни Чарльза – его книги. Они публикуются в журналах и выходят дешёвыми изданиями каждый год. В 1837 году – «Посмертные записки Пиквикского клуба» и «Приключения Оливера Твиста», в 1838-м – «Жизнь и приключения Николаса Никлби», в 1840-м – «Лавка древностей», 1842 год – «Американские заметки», 1843 год – «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита». Что ни книга, то шедевр. Любому другому писателю этих произведений хватило бы для того, чтобы всю жизнь почивать на лаврах. Но только не Диккенсу. Появляются всё новые и новые замечательные книги: «Домби и сын», «Жизнь Дэвида Копперфилда», «Холодный дом», «Повесть о двух городах», «Большие надежды», «Наш общий друг», «История Англии для детей», рассказы, статьи.
Повесть-сказка «Рождественская история», изданная в 1843 году, вдохновила в 2009 году режиссёра Роберта Земекиса снять детское видео – мультфильм-сказку по произведению великого классика, поразившую зрителей анимацией, трёхмерным форматом, яркими эпизодами.
В 1836 году Чарльз женится на Кэтрин Томсон Хогарт. В браке родились десять детей, которых он нежно любил и устраивал для них чудесные праздники, особенно на Рождество. Однако, Диккенс и его жена часто ссорились, и все же расстались. В 1857 году в жизни писателя появилась молодая 18-летняя актриса Эллен Тернан. С нею он и прожил до самой своей
смерти. И именно ей Диккенс завещал всё своё наследство. В 2013 году их история любви легла в основу фильма «Невидимая женщина».
Герои многих романов Диккенса появились впервые на страницах журналов «Домашнее чтение» и «Круглый год», издателем и редактором которых был сам писатель. Но совершенно особое значение он придавал публичным чтениям своих книг. Диккенс читал со сцены отрывки из «Оливера Твиста», «Дэвида Копперфилда» и других книг в Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Америке. Люди, слышавшие эти выступления, хранили память о них всю жизнь.
«Если из всех романов Диккенса – истинного творца современной английской прозы – выбирать один, то, наверное, этот, потому что его соавтором был Господь Бог». Так сказал российский писатель Дмитрий Быков о последнем произведении писателя «Тайна Эдвина Друда». И с этим высказыванием трудно поспорить. В этой книге есть все преимущества и фирменные приёмы Диккенса: тайны, занимательный сюжет, сентиментальность, милосердие, незабываемые герои, язвительность, мрачный колорит и вера в неизменное торжество человечности. Диккенс решил написать образцовый детектив – и успел написать ровно половину его, загадав все загадки и дав читателю часть ключей. К тайне Эдвина Друда добавилась другая, куда более волнующая тайна Чарльза Диккенса: что он всё-таки придумал, каким потрясающим финтом хотел всё это закончить?
Сам Бог отозвал Диккенса, не позволив написать развязку, которая неизбежно разочаровала бы кого-то: тайна сильней, значительней любой правды. Мы никогда не узнаем, кто такой Дэчери, жив ли Друд и какая расплата ожидает злодея Джаспера. Но величие Диккенса нигде не выступает так ярко, как в этой последней его книге – странной, как сама жизнь, необъяснимой, как сама смерть.
Диккенс рассказывал, что во время работы над книгой её персонажи находятся рядом с ним и нередко докучают ему, мешая жить и писать. Приходилось спасаться от их общества, гуляя по людным улицам.
В 1842 году Чарльз Диккенс отправляется в литературное турне по городам Америки, которое существенно расширило общественный и географический кругозор писателя. После возвращения, здоровье Диккенса резко пошатнулось. В 1869 году у него стали отказывать руки и ноги. 8 июня 1870 года произошёл инсульт, от которого писатель умер на следующий день.
В своём завещании Диккенс просил не устраивать ему торжественных похорон и не ставить памятников. Вопреки его желанию, великого писателя похоронили в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства, и этот день стал днём национального траура. Но памятников Диккенсу в Англии действительно нет. Он просил также, чтобы в усадьбе Гэдсхилл-Плейс, в доме, где прошли последние четырнадцать лет его жизни, открыли школу. Воля Диккенса была исполнена, и в его доме до сих пор звучат детские голоса. Так оборвался путь этого гениального писателя, ушедшего из жизни в расцвете творческих сил, полного замыслов, о которых миру уже было не суждено узнать.
- После Шекспира Диккенс второй по силе воображения писатель в английской литературе.
- Учениками Диккенса были Фёдор Достоевский, Джозеф Конрад и Генри Джеймс, Франц Кафка и Уильям Фолкнер, Марсель Пруст. Многим обязаны ему Лесков и Тургенев.
- Лев Толстой ставил романы Диккенса в первый ряд мировой литературы, считая, что они отвечают основным требованиям, которые следует предъявлять к произведениям искусства: им присущи значительность содержания, мастерство формы, искренность и «нравственное отношение автора к предмету».
- По своему характеру Диккенс был очень суеверным человеком. Пятницу считал самым счастливым днём.
- После написания 50 строк каждой своей работы обязательно выпивал несколько глотков горячей воды.
- Одним из любимых развлечений писателя являлось посещение парижского морга. Диккенс мог часами рассматривать тела покойников, наблюдал как трупы осматривают, делают вскрытие и готовят к погребению. Автор говорил, что его «притягивает невидимая рука смерти».
- Диккенс не признавал традицию воздвижения памятников, при жизни запретил устанавливать ему подобные скульптуры.
«Какое счастье!.. Он тоже любит Диккенса» – эту фразу, наверняка, вспомнят те, кто смотрел фильм «Приходи на меня посмотреть». «Какое счастье, что есть книги Диккенса», – добавим мы. И какое счастье для настоящего книгомана открывать для себя что-то новое у любимого автора.
Все родители должны покупать детям книги Диккенса, потому что, это писатель, который очень чётко учит отличать чёрное от белого, добро от зла. А ещё лучше приходить за ними в библиотеку.
Особенно хорошо читать и перечитывать Диккенса зимними вечерами, когда тихо падает снег за окнами, а в доме тепло и уютно. Далёкие времена, туманный Лондон, где так легко заблудиться, странные истории – смешные и печальные, но непременно с хорошим концом. Желающим провести время в компании Чарльза Диккенса рекомендуем к прочтению:
- «Приключения Оливера Твиста» (1838 г.)
- «Рождественские повести» (1840-е гг.)
- «Лавка древностей» (1840-1841 гг.)
- «Дэвид Копперфилд» (1849-1850 гг.) Уильям Сомерсет Моэм считал это произведение одним из десяти величайших романов.
- «Холодный дом» (1853 г.)
- «Большие надежды» (1860 г.)
- «Тайна Эдвина Друда» (1870 г)
Как показало время, Чарльз Диккенс, действительно, один из самых великих и популярных писателей в мировой литературе. «Диккенс был так популярен, что мы, современные писатели, даже, не можем представить, сколь велика была его слава. Теперь не существует такой славы», — писал Гилберт Кит Честертон.
Предлагаем узнать о жизни и творчестве Диккенса, о его эпохе и влиянии его творчества на мировую литературу вместе с Виктором Симаковым, кандидатом филологических наук, литературоведом, журналистом, учителем русского языка и литературы.
- Предыдущий Диалог с читателями «Наша безопасность в наших руках»
- Следующий Видеосюжет «И пока на Земле существует любовь…»
Вам также может понравиться...
К сожалению - Комментарии закрыты