5 января 2022 года – 90 лет со дня рождения Умберто Эко (1932-2016)
«Имя розы» — это выдающееся
художественное высказывание,
отстаивающее право
человека на разум, свободу, смех».
Дмитрий Быков
Когда говорят об Умберто Эко, то начинают с «профессор семиотики, медиевист…», как бы отодвигая его романы на второй план. Это последствие стереотипа, согласно которому научные тексты являются более серьёзными, чем художественные. Поэтому, наверное, Эко стал писать романы не в последнюю очередь для того, чтобы снять эту предвзятость.
Умберто Эко, автор, общий тираж романов которого превысил 50 миллионов единиц и продолжает расти, произведения которого переведены более чем на сто языков и входят в университетские программы, родился 5 января 1932 года в небольшом итальянском городе Алессандрия, недалеко от Турина. Родители Умберто были простыми людьми. Его отец, ветеран трёх войн, работал бухгалтером и мечтал, чтобы Умберто стал адвокатом. Но юноша поступил на факультет философии Туринского университета ради изучения литературы Средневековья. После обучения он работал редактором телепрограмм, делая перерыв на время армейской службы. Когда философа уволили с телевидения, он стал обозревателем крупной итальянской газеты «Эспрессо».
В 1960-е годы, когда Эко было всего немного за тридцать, он, как и большинство гуманитариев, пробует начать литературную карьеру. В 1963 году примыкает к авангардной художественной группе «63», делает поэтические попытки, экспериментируя с формой стиха, а также планирует написать детектив.
В это время Эко ещё не очень известный и как литературовед. Да, он уже защитил докторскую диссертацию (аналог нашей кандидатской), опубликовал в 1956 году монографию про Фому Аквинского, вышли в свет его серьёзные литературоведческие и культурологические труды «Открытое произведение» (1962 г.), «Поэтика Джойса» (1965 г.), «Отсутствующая структура» (1968 г.). Но настоящей известности не было, хотя Эко много сделал для науки. И если бы не громкий успех его романов, то и научное наследие могло не получить широкой популярности, как и Набокова мало кто читал бы без «Лолиты». И, пожалуй, нет такого же могучего теоретика, который бы при этом писал эпохальной силы романы.
Многолетняя научная деятельность приучила Эко всё время писать тексты разного типа сложности и не менее регулярно читать: он ещё и большой любитель книг – домашняя библиотека насчитывала более 45 тысяч изданий. Среди них редкие старопечатные книги, изданное в XV веке пособие по охоте на ведьм, первое издание «Трёх мушкетёров» Александра Дюма. Поэтому, Эко очень хорошо разбирался в литературе вообще. И когда решил написать что-то художественное, то у него получилось. Конечно же, азартный итальянец сразу поставил себе цель создать бестселлер. Публику надо развлечь, и желательно – чем-то новым. А поскольку Эко, читая про средневековые монастыри и старинные рукописи, давно хотел хотя бы литературно «убить монаха», то развлекать решил детективами.
Эко своими романами ломает несколько стереотипов, которые довольно долго существовали в литературном мире: что детектив как жанр массовой литературы не будут изучать в университетах, что исторический роман – не место, где позволена игра, что сама по себе игра обязательно что-то несерьёзное, что, в конце концов, литературный критик или исследователь средневековой литературы не могут создать популярный художественный текст.
Умберто Эко знал, как написать сильный роман – и написал его. Но, наверное, когда в 1980 году немолодой уже 48-летний профессор Болонского университета опубликовал свой первый детектив, он не мог предсказать, насколько оглушительным будет его успех. Однако «Имя розы» стало бестселлером, как и последующие шесть его романов.
Детектив у Эко вышел двух – трёх – или п-уровневым, и при желании в него можно углубляться и углубляться. «Имя розы» рванула в культурной среде, как кассетная бомба. В летние сезоны 1980-1981 годов роман Эко читали на всех итальянских пляжах от Сан-Ремо до Римини. В 1983 году после его публикации на английском языке, роман разошёлся тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров. Это была та популярность, которую автор хотел.
Сейчас Эко уже не читают на пляжах – он вернулся в университеты, где и в дальнейшем будет популярным.
Художественных книг у Умберто Эко шесть плюс одна, поскольку последний роман «Нулевой номер» является фактически ранней заготовкой к «Маятнику Фуко», который появился ещё в 1988 году. «Нулевой номер» автора упросили издать в 2015 году, уже после того, как он объявил, что закончил литературную карьеру. «Нулевой номер» и «Маятник Фуко» являются романами, где действие происходит в Италии времён молодости Эко. Про современность говорится и в «Таинственном пламени царицы Лоаны» (2004 г.), тоже автобиографическом.
Однако известным Эко сделали исторические детективы, которых у него четыре. Самые сильные два романа про Средневековье – «Имя розы» (1980 г.) и «Баудолино» (2000 г.). В обоих, как и положено историческому роману, довольно хорошо проработаны материальный фон эпохи, живые и интересные персонажи, динамический авантюрный сюжет, а также километры намёков на другие сюжеты и фигуры, и, конечно, авторская ирония, временами сразу неприметная.
«Баудолино», например, это такая история работы предвыборного штаба императора Фридриха Барбароссы, где главную роль играет сначала мальчик, а потом юноша Баудолино. Он имеет интересную особенность – что не скажет, ему все верят. Такой себе идеальный пиар-менеджер. На протяжении романа он придумывает кучу легенд и историй, которые способствуют росту его авторитета у императора.
Не менее интересными и оригинально сделанными два другие исторические романы Эко. «Остров накануне» (1994 г.) переносит нас в XVII столетие, но при этом является переработкой сюжета про Робинзона Крузо. «Пражское кладбище» (2010 г.) стилизованное под авантюрный роман про XIX столетие, и имеет, соответственно, множество отсылок к Александру Дюма и другим авторам приключенческих книг. Умберто Эко писал сюжетно лёгкие и интеллектуально трудные романы. И читать их тоже можно по-разному.
А ещё у писателя есть книжка «Обрученные» — это рассказ, который он пересказал для детей. Сама история была придумана два века назад итальянским писателем Алессандро Мандзони. Эту книгу знает каждый старшеклассник, так как её проходят в школе.
Эко – великолепный публицист. Он писал свои бесконечные колонки, много выступал, занимался неутомимым просветительством. Преподавал в различных университетах мира, стал основателем выходящего с 1971 года журнала о семиотике «Versus» и организатором первого международного конгресса по семиотике в Милане. Если описать Умберто Эко в нескольких словах, то этими словами будут: интеллигент с живым умом и мощным интеллектом. Подтверждением тому служат полученные Эко учёные степени и звания в университетах, а также различные награды по всему миру.
Вероятно, ни один писатель в мире так не ценил свою аудиторию, как Умберто Эко. Поэтому он так много и скрупулёзно возился со своими переводчиками на иностранные языки. Эко придумал – и всю жизнь был ей верен – теорию, что единственный полноценный интерпретатор текста есть читатель и что по большому счёту вообще неважно, что именно хотел сказать автор; важно, что вынесли из текста люди, раскрывшие книгу на первой странице.
В 2016 году в своём доме в Милане писатель скончался от онкологии. Эко хоронили так, как, пожалуй, не хоронили вообще ни одного писателя в Италии. Церемонию прощания с Умберто Эко организовали в миланском замке Сфорца.
Принято считать, что «Маятник Фуко» — самый изобретательный и глубокий роман, «Остров накануне» — самый формалистский и претенциозный, «Баудолино» — самый увлекательный и лёгкий для поверхностного чтения, «Таинственное пламя царицы Лоаны» — самый личный, «Пражское кладбище» — самый спорный с литературной точки зрения, а «Нулевой номер» можно было вообще не писать. Прочтите и проверьте, совпадает ли ваше мнение с общепринятым. Умберто Эко многое успел. Его художественные произведения будут читать следующие 100 лет (а может и больше), а работы по литературоведению, семиотике, средневековой философии надолго останутся одними из самых значительных. В последние годы очередь на профессиональный семинар Эко в Болонском университете была расписана на несколько семестров вперёд. Он пробовал активно участвовать в политической жизни своей страны, однако наибольших успехов достиг как человек книги.
- Предыдущий Онлайн-спектакли «Театра возле окошка»
- Следующий Громкое чтение с обсуждением рассказа «Дзіва-сны дзяўчынкі Вікі»
Вам также может понравиться...
К сожалению - Комментарии закрыты