29 января 2020 года — 160 лет со дня рождения Антона Чехова (1860-1904)
Умирать, по возможности, надо весело.
Не рыдать, не считать потерь.
Улыбаясь, встретить ангела-вестника,
возвещающего: «Теперь», —
И уже приготовившись к долгой, медленной –
обречен и чувствует сам, —
В свой последний год написать комедию
под названьем «Вишневый сад».
Дмитрий Быков «Памяти Чехова»
Антон Павлович Чехов – писатель, великий знаток человеческого сердца, создал более 500 произведений. Его рассказы известны всему миру, его пьесы уже сто с лишним лет с аншлагами ставят на театральных сценах во многих странах.
Разносторонне одаренный, феноменально трудоспособный, великолепно воспитавший себя, скрытный, никогда ни на что не жалующийся, идеально здоровый до тридцати пяти лет, что большая редкость для русского литератора, сильный, выносливый, памятливый, с изумительным чутьем на ритм прозы.
Антон Чехов родился в Таганроге, в большой семье, где было шестеро детей. Его отец был купцом третьей гильдии, владельцем бакалейной лавки в Таганроге, а также занимался общественной деятельностью по городскому управлению. Очень много внимания Павел Егорович уделял посещению церковных служб, пению. Он прекрасно играл на скрипке и пел. Поэтому в доме по вечерам устраивались целые музыкальные вечера.
Родители были очень строги по отношению к детям. Ежедневно в пять часов утра братья пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке. Все дети должны были изучать ремесло: Антон, например, учился профессии портного.
Мать Чехова, Евгения Яковлевна, обучалась в частном институте благородных девиц. Страстно любила театр. Она учила своих детей быть отзывчивыми, уважать и поддерживать слабых, любить природу и окружающих. «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери», — говорил Чехов.
Учиться Антон начал в 1868 году в таганрогской гимназии. Там у него и появился литературный псевдоним Чехонте, так его называл один из учителей. Впервые увидев оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена», в 13 лет Чехов становится постоянным посетителем театра. Именно тогда Антон и полюбил сцену и литературу.
В 1876 году Павел Егорович разорился, и вся семья уехала в Москву. Антон, которому в то время было шестнадцать лет, завершал учебу в гимназии, и ему пришлось остаться одному в Таганроге. Зарабатывал на жизнь репетиторством. Да еще и умудрялся помогать семье. В эти годы он много читал, писал очерки для гимназических журналов. Выпускал рукописный журнал «Заика» с короткими зарисовками из таганрогской жизни. Тогда же написал несохранившиеся комедию «Нашла коса на камень» и водевиль «Недаром курица пела», начал работу над пьесой «Безотцовщина».
В 1879 году Чехов окончил гимназию и уехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова. Во время учебы он принимал больных в подмосковной Воскресенской земской больнице. Здесь же прошел практику, а после окончания университета остался работать уездным врачом. Затем перешел на должность заведующего Звенигородской больницей.
Одновременно с занятиями в университете Чехов занимается литературной работой, которая становится источником заработка не только его, но и семьи. В 1880 году в журнале «Стрекоза» были опубликованы рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.».
Антон Павлович печатался в московских юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколки», сотрудничал с «Петербургской газетой», газетой «Новое время» и «Русскими ведомостями». В 1882 году писатель завершил работу над первым сборником рассказов «Шалость», который так и не был издан. Первый сборник Чехова, который увидел свет в 1884 году, назывался «Сказки Мельпомены».
К 1885 году Антон Павлович был уже популярным автором малых рассказов. Особенно плодотворно Чехов сотрудничал с журналом «Новое время». Из-под его пера вышли одни из лучших произведений: «Панихида», «Враги», «Агафья», «Кошмар» и другие. В журнале Антон Павлович впервые начал подписывать тексты собственным именем.
С середины 1884 года, времени окончания университета, до выхода повести «Степь» в начале 1888 года Чехов создал более 350 произведений.
Переломным произведением в творчестве писателя стала повесть «Степь» для журнала «Северный вестник». Вдохновение для нее Чехов нашел в путешествии по Приазовью, во время которого побывал и на родине – в Таганроге. «Степь» хорошо приняли и читатели, и литераторы. Владимир Гиляровский писал: «Прелесть! Ведь это же настоящая, настоящая степь! Прямо дышишь степью, когда читаешь».
В том же году в московском театре поставили первое драматическое произведение Чехова – пьесу «Иванов», а через год его сборнику «В сумерках» присуждена Пушкинская премия.
Когда Чехов – успешный литератор, модный беллетрист и, кроме того, доктор, больной на туберкулез, – собрался в 1890 году ехать на Сахалин изучать каторгу, никто ничего не понимал. Писатель попробовал разъяснить: «В места, подобные Сахалину, все должны ездить, как турки в Мекку. Это остров неисчислимых страданий, на какие только может быть способен человек, вольный или заключенный».
За три месяца на острове Чехов – сам один, по собственной инициативе, без заработка – сделал полную перепись каторжного населения. Семь с половиной тысяч индивидуальных карточек, в которые заносились личные сведения осужденного, уровень его образования и место, откуда он приехал, средства, на которые живет. Сложности начинались уже с имен: много кто из каторжан попадал на Сахалин по чужим бумагам, под чужими именами, меняли их, назывались, как хотели. «Что касается фамилий, по какой-то интересной случайности на Сахалине очень много Богдановых и Беспаловых. Самое распространенное имя – Иван, фамилия – Непомнящий», — записывает Чехов. Семь тысяч карточек, семь тысяч имен, семь тысяч историй… Антон Павлович вставал в пять утра, ложился за полночь. «На Сахалине нет ни одного каторжника, с которым я не был бы знаком лично». Но кроме переписи у Чехова на острове было много хлопот. Все три месяца он работал как доктор: осматривал, консультировал, лечил, и не только в тех домах, по которым ходил с карточками, – тюремное руководство в трудных случаях посылало за ним.
Это была тяжелейшая для его здоровья поездка в 10 тысяч километров, которая длилась 81 день, причем 4 тысячи километров совершались на лошадях. Десятичасовые переезды в мокрых валенках привели к серьезному обострению симптомов туберкулеза.
На Сахалине Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, прибыв в порт Одессы, на поезде возвращается в Москву. Через пять лет после поездки вышла художественно-публицистическая книга путевых записок о ссыльной колонии и каторге – «Остров Сахалин». Писать про Сахалин было тяжело. Никакого пафоса, никаких деклараций, речей и лозунгов в книге нет. Это дорожные заметки, в которых отображен день переписчика – не более того. Только факты, только то, что видел лично. В этом – сила книги. Тем более что тут не только про каторгу и каторжан. Много краеведческой и экономической информации, пейзажных зарисовок, подробно проложенных маршрутов.
Интересно, что криминальные истории, которые бы гарантировали книге исключительно коммерческий успех, Чехов специально не включал. Например, ему довелось увидеть на каторге закованную в цепи Соньку Золотую Ручку – ее только-только поймали после попытки побега. Сколько было соблазна в том, чтобы поместить в книге масштабный разговор с легендарной преступницей! Но не это было целью Чехова – поэтому Сонька там мелькает в одном абзаце.
Это произведение вызвало огромный резонанс в России, на Сахалин обратили внимание официальные лица, на остров были командированы представители Министерства юстиции и Главного тюремного управления. На Сахалине начали открываться школы и фельдшерские пункты, при самом непосредственном участии Чехова были открыты три приюта для сахалинских сирот и детей каторжников.
Московская жизнь после возвращения с Сахалина кажется Чехову скучной, и он отправляется путешествовать, на этот раз по Западной Европе. Писатель побывал в Вене, Болонье, Венеции, Париже, Неаполе, где он поднимался на Везувий, а в Монте-Карло проиграл в рулетку 900 франков.
Весной 1892 года Чехов покупает имение в подмосковном Мелихове и поселяется там с родителями и сестрой. Осуществилась его давняя мечта быть землевладельцем и жить в деревне. Там он открыл медицинский пункт, построил три школы и колокольню, помогал прокладывать шоссейную дорогу и лечил больных. Во время голода, который свирепствовал в Мелихове в эти годы, писатель собирал пожертвования для голодающих, а во время холеры работал санитарным земским врачом, обслуживая 25 деревень, четыре фабрики и монастырь.
Врачебная практика отнимала много сил и времени, но именно в Мелихове Чехов написал свои самые известные произведения: пьесу «Чайка», повесть «Палата №6», рассказы «Дом с мезонином» и «Человек в футляре» — всего около 40 значительных произведений.
В 1895 году Антон Павлович посещает Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Львом Николаевичем Толстым, давно желавшим встречи. Именно Толстой, который не был замечен в особой любви к коллегам, сравнивал Чехова то с Пушкиным, то с Шопеном и всегда относился к нему с неизменной нежностью. Граф Толстой говорил: «Чехов — это Пушкин в прозе».
В 1897 году у Чехова обострился туберкулез, поэтому врачи настаивают на поездке на юг. Осень и зиму он проводит в Ницце, потом в Париже. В 1898 году переезжает в Ялту. Там писатель построил дачу, работал в местном попечительстве о приезжих больных.
В 1900 году в Крым на гастроли приезжает Московский Художественный театр, где он и знакомится со своей будущей женой – актрисой Ольгой Книппер. В 1901 году они поженились. Актриса была примой труппы театра, поэтому не могла надолго уезжать из Москвы. Чехов же оставался в Ялте и работал над пьесой «Три сестры», рассказом «Дама с собачкой» и повестью «В овраге». Теплые и трепетные отношения с женой Антон Павлович сохранял по переписке – они отправили друг другу более 800 писем и телеграмм.
Последним произведением Чехова стала пьеса «Вишневый сад». Летом 1904 года он отправился на горный курорт в немецкий город Баденвайлер лечить легкие. Но местный доктор обнаружил, что состояние сердца писателя значительно ухудшилось. По воспоминаниям жены, в ночь с 1 на 2 июля Чехов проснулся, первый раз в жизни сам попросил послать за доктором и сказал: «Давно я не пил шампанского…». После чего писатель вновь лег спать – и уже не проснулся. Утром 5 июля гроб с телом Чехова отправили в Москву. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Антон Павлович Чехов прожил всего 44 года. Умер в самом расцвете сил. А сколько всего он бы мог ещё написать…
- У Чехова было около пятидесяти псевдонимов. Самый известный еще со школьных времен — Антоша Чехонте. Еще были: Шиллер Шекспирович Гёте, Шампанский, Брат моего брата, Гайка №6, Гайка №9, Грач, Человек без селезенки, Акакий Тарантулов, Некто, Архип Индейкин, Василий Спиридонов Сволачев и другие.
- Некоторые ошибочно заблуждались, считая, что рост Чехова был небольшим. На самом деле, в его отпускном билете указан рост 180 сантиметров (2 аршина 9 вершков).
- Писатель был филателистом. Он коллекционировал почтовые марки из разных стран. Кроме того, он коллекционировал интересные и смешные фамилии, которые встречались у реальных людей. И потом использовал эти фамилии в своих произведениях.
- Антон Павлович любил животных, особенно собак. Любимыми собаками были таксы. Веселый по натуре, он давал очень смешные названия своим питомцам. Две его любимые собачки носили имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.
- У писателя было огромное количество записных книжек. Туда он записывал буквально все, что хоть немного привлекало его внимание.
- Чехов дружил с выдающимся композитором Петром Ильичом Чайковским, и даже посвятил ему произведение «Хмурое утро». Однажды Чехов написал своему брату: «Если говорить о рангах, то в русском искусстве он (П. И. Чайковский) теперь занимает второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом. (Третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое)».
- Почти все спектакли по пьесам Чехова на первых представлениях имели провал. Спектакли по его произведениям поражали не сразу, но навсегда, становясь мировыми шедеврами.
- Входит в тройку самых экранизируемых в мире авторов. В списке литераторов, по произведениям которых чаще всего снимались фильмы, Чехов делит второе-третье место с Чарльзом Диккенсом. А на первом месте – Шекспир.
- Память о великом русском писателе чтится в самых разных сферах. В честь Чехова названы астероид в главном астероидном поясе, кратер на Меркурии, город в Московской области, издательство в Нью-Йорке, а также институты, библиотеки, музеи, театры. Музей Чехова есть даже в Шри-Ланке – во время путешествия из Сахалина в Одессу писатель на несколько дней задержался в Коломбо. Кстати, улица имени А. П. Чехова есть и в Слуцке.
- На западе Чехова, как несравненного творца юмористических рассказов практически не знают. Он известен как гениальный драматург, равный по величине Шекспиру. Бернард Шоу писал: «В плеяде великих европейских драматургов… имя Чехова сияет как звезда первой величины».
С детства в нашу жизнь входят книги Чехова. Произведения его настолько умны и психологически интересны, что даже сейчас вызывают неподдельный интерес. А некоторые из его героев и ситуаций остаются актуальными и поныне. Юлий Айхенвальд, русский литературный критик, заметил: «Чехова меньше чем кого-либо расскажешь: его надо читать».
- «Сирена» (1887 г.) Тот самый рассказ, который, по легенде, доктора приписывают людям, потерявшим аппетит, в том числе аппетит к жизни. Поверьте, пробуждает! Рекомендуем также послушать его в исполнении Дмитрия Быкова.
- «Дуэль» (1891 г.)
- «Жена» (1892 г.)
- «Черный монах» (1894 г.)
- «Скрипка Ротшильда» (1894 г.) Когда у Дины Рубиной спросили, какое одно произведение она порекомендовала бы для чтения, писательница назвала «Скрипку Ротшильда» Антона Чехова.
- «Студент» (1894 г.)
- «Случай из практики» (1898 г.)
- «Чайка» (1895-1896 г.г.)
- «Дядя Ваня» (1896 г.)
- «Три сестры» (1900 г.)
- «Вишневый сад» (1903 г.)
«… в минуту депрессии, в минуту сильной душевной тоски мы потянемся к Чехову, и он нас утешит. И в какой-то момент мы испытаем горячую, кровную благодарность ему, потому что каким-то непостижимым путем он нас из этого состояния вытащил — со своими героями, скучными перечнями отвратительных вещей, четко подобранными, всегда уничтожающими деталями, безвыходностью, с надеждой, обещанной в конце, с замечательной фразой из «Дамы с собачкой»: «И обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается…» Это заключение Дмитрия Быкова емко характеризует значение творчества А.П. Чехова и побуждает к чтению произведений великого мастера.
- Предыдущий Открытие выставки декоративно-прикладного искусства «Рамёствы – повязь часоў»
- Следующий Познавательный час «Моя безопасная дорога»
Вам также может понравиться...
К сожалению - Комментарии закрыты