25 января 2024 года – 150 лет со дня рождения Уильяма Сомерсета Моэма (1874-1965)
«… это писатель, который из современных авторов повлиял на меня больше всего,
и которым я восхищаюсь за его талант
вести повествование просто и без затей».
Джордж Оруэлл
Без Сомерсета Моэма, писателя, драматурга, литературного критика, невозможно представить британскую литературу первой половины XX века. Он один из великой восьмёрки продолжателей Диккенса, наряду с Киплингом, Уайльдом, Шоу, Голсуорси, Честертоном, Стивенсоном и Уэллсом. Создал британскую новеллу, недаром его называли «британским Мопассаном».
Родился Сомерсет Моэм 25 января 1874 года в Париже, но на территории Великобритании. Дело в том, что его отец служил юристом в британском посольстве, и роды прошли на служебной территории. Учитывая это, ребёнок мог считаться гражданином Великобритании, что давало ему преимущество не участвовать в военных действиях со стороны Франции. Не только отец, но и дед, и три старших брата Сомерсета работали юристами. Так что, будущему писателю тоже надлежало пойти по этому пути.
Но случилось так, что мальчик в десять лет осиротел. Сначала скоропостижно умерла его мать, а затем и отец. Сомерсета так поразила смерть матери, что он стал заикаться, и эта особенность осталась с ним навсегда. Был отправлен на воспитание в графство Кент в семью дяди викария. Ребёнок рос одиноким и замкнутым. Дети, воспитанные в Англии, не принимали его. Заикание и акцент франкоговорящего Сомерсета высмеивали. Друзей у мальчика не было, их заменяли книги.
Парень отучился в Королевской школе в Кентербери. Затем изучал философию и литературу в Гейдельбергском университете.
В 1892 году поступил в медицинскую школу при больнице святого Фомы в Лондоне. Моэм не скрывал, что медицина его совершенно не интересует. Но у него здесь появилась своя комната, которую он уютно обставил, возможность погрузиться в жизнь Лондона, а дома, вместо чтения учебников набрасывал сюжеты будущих рассказов и пьес. Но на третьем курсе Сомерсет внезапно увлёкся медициной. Днём и ночью работал в «Скорой помощи». Он увидел жизнь в самом неприглядном виде. Моэм помнил каждого пациента, и даже сорок лет спустя мог написать портрет любого из них.
Первый роман Моэма «Лиза из Ламбета» вышел в 1897 году, но успеха ему не принёс. Тогда писатель переключился на драматургию, стал пробовать себя в написании пьес. Первой заметной пьесой стала «Леди Фредерик» (1907 год).
Во время Первой мировой войны Моэм был отправлен в качестве агента разведки в Россию с целью невыхода её из войны. Несколько месяцев жил в Петербурге, встречался с Александром Керенским. Когда его миссия была провалена, покинул Россию через Швецию. Уехал разочарованным, но с новым опытом, который отразил в своей, пожалуй, одной из лучших книг – сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928 год). Это собрание трогательных, страстных новелл, когда человек бесстрастный наблюдает за людскими страстями с лёгким презрением и завистью. Бесспорная вершина творчества писателя. Неслучайно Ян Флеминг, автор книг о Джеймсе Бонде, назвал Моэма своим учителем. Эшенден – это интеллектуальная версия Джеймса Бонда.
После войны Сомерсет Моэм продолжил карьеру драматурга, написав пьесы «Верная жена», «Письмо», «Священное пламя», «Кормилец», «Круг», «Шеппи». Они пользовались таким успехом, что две, три, а то и четыре пьесы могли одновременно идти на лондонских сценах. Хотя надо признать, что драматургия Моэма была довольно светской и поверхностной.
В 1915 году Сомерсет Моэм пишет своё самое знаменитое произведение – автобиографический роман «Бремя страстей человеческих», который он считал своим лучшим творением. «Такую книгу писатель может написать всего один раз. Ведь у него, в конечном счёте, всего одна жизнь. На то, чтобы собрать материал только для этой книги, у меня ушло тридцать лет жизни». Теодор Драйзер назвал Моэма великим художником, а роман – творением гения. «Бремя страстей человеческих» переведён почти на все языки мира, и вошёл в топ-100 лучших англоязычных произведений XX века.
В 1919 году выходит роман, который, как считают очень многие писатели и литературные критики, удался Моэму лучше других – «Луна и грош», книга о гении, в которой гений достоверен. «Луна и грош» — замаскированная биография Гогена. Роман о том, чем расплачивается человек, соревнуясь с Богом и желая хоть в чём-то достичь абсолютного совершенства.
Успехом пользуются его следующие романы: «Узорный покров» (1925 год), «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу» (1930 год), «Театр» (1937 год), «Остриё бритвы» (1944 год). Но постепенно от романов перешёл к новелле и достиг в этом жанре совершенства. Его лучшие рассказы – «Дождь», где верх над человеком берёт его природная сущность, довольно отвратительная, «Макинтош», где глупость оказывается добрей и выше ума, «Непокорённая» — гимн во славу чести и доблести, «Безволосый мексиканец», «Ланч», «Церковный служитель», «Падение Эдварда Барнарда», «Джейн», которые можно перечитывать снова и снова, настолько они выразительны и увлекательны.
Сомерсет Моэм много путешествовал: побывал в Испании, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Японии, Китае, Египте и Марокко. Оттуда он привозил материал для своих произведений. Но всегда с удовольствием возвращался на свою любимую «Мавританку», такое имя носила его вилла на французской Ривьере. Частыми гостями в его доме были Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто и другие знаменитости.
Был женат, имел роман с актрисой Сью Джоунс. Жену звали Сири Барнардо и она была декоратором интерьеров. Знакомство Сомерсета с нею произошло в 1911 году. В 1917 году они поженились. Родилась дочь Элизабет. Но Моэм быстро разочаровался в своей избраннице и в 1929 году они развелись.
В 1938 году была написана книга воспоминаний, своеобразная литературная исповедь писателя «Подводя итоги».
К 1940 году Моэм стал одним из самых богатых и знаменитых писателей мира. Он очень уважал простых читателей. «… читатель должен получать от романа удовольствие. В противном случае роман ничего не стоит. Поэтому можно сказать, что каждый читатель сам себе лучший критик: ведь он один знает, что ему доставляет удовольствие, а что – нет…».
Во время Второй мировой войны находился в США, так как был в чёрных списках нацистов, в том числе в Голливуде, где много работал над сценариями. А после войны, в 1947 году, учредил премию своего имени, которая присуждается лучшим английским писателям в возрасте до 35 лет. Среди лауреатов этой премии были Джулиан Барнс, Иэн Макьюэн, Питер Акройд и другие известные литераторы.
С 1948 года Моэм стал писать в основном очерки и эссе. В 1954 году вышел его сборник литературно-критических статей «Десять романистов и их романы» о десяти величайших, на его взгляд, романах и их авторах.
А ещё Моэм – автор для начинающих изучать английский язык. У него превосходный, совершенно образцовый английский язык, он блестящий стилист, человек с большим вкусом, человек, который очень много работал со словом.
Сомерсет Моэм был весьма ироничным. По легенде, перед смертью он сказал: «Умирать – скучное и безотрадное дело. Мой вам совет – никогда этим не занимайтесь».
Скончался Моэм 15 декабря 1965 года от пневмонии в Ницце. Его прах был развеян у стен библиотеки в Кентербери, при школе, в которой учился.
Жизнь писателя продолжилась в его книгах. Он оставил после себя большое количество пьес, рассказов, эссе, путевых заметок, романов. Мы предлагаем к прочтению 5 романов Моэма: Но лучшее, что есть у Моэма, это его рассказы. Читать рассказы Моэма можно все подряд – Моэм не подведёт и не оставит никого равнодушным! Советуем обязательно познакомиться с его рассказами: Ну и, конечно, не забудьте о сборнике рассказов «Эшенден, или Британский агент» (1928 г.). Моэм прожил 91 год и написал около 100 книг, из которых как минимум половина заслуживает внимания. Он работал во всех жанрах – от драматургии до мемуаров и критических эссе; его романная трилогия о людях искусства – «Луна и грош», «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу», «Театр» — почитается эталонной у художников, писателей и артистов, а добиться их признания нелегко; пятёрка его рассказов при самом строгом отборе войдёт в сотню лучших новелл XX века. Он при жизни опубликовал собственные записные книжки, предвосхитив эстетику блога, — и наброски его рассказов ничуть не уступают зрелым шедеврам.
- Предыдущий Урок истории искусств «Свет и тень Рембрандта»
- Следующий День информации «Твоя земля – твоя Родина Беларусь»
Вам также может понравиться...
К сожалению - Комментарии закрыты