20 марта 2020 года — 115 лет со дня рождения Веры Пановой (1905-1973)

«Каждая тема, любая новая образность, своя эстетика, новый взгляд на действительность имеют своего первооткрывателя; это вовсе не обязательно самая сильная книга в ряду последующих, о ней забывают, читая следующие, более совершенные… Но Панова – первая!» 

Диана Тевекелян, главный редактор издательство «Слово»

 Автобиография Веры Пановой была полностью напечатана лишь в 1989 году. И она впечатляет! Одна из самых 1титулованных советских литераторов, женщина с репутацией настоящего советского реалиста. Три Сталинских премии. Тринадцать экранизаций либо фильмов по ее сценариям. Добрый десяток регулярно ставящихся пьес. Ее произведения «Кружилиха», «Времена года», «Спутники», «Сережа» известны в основном благодаря экранизациям: «На всю оставшуюся жизнь» (режиссер Петр Фоменко); «Сережа» (дебютная работа Георгия Данелия и Игоря Таланкина).

Родилась Вера Федоровна Панова 20 марта 1905 года в Ростове — на — Дону. Отец окончил в Москве академию коммерческих наук, знал три языка. Принадлежал к гильдии купцов, но разорился и вел счета в городском банке. Когда Вере было пять лет, отец утонул в день своего тридцатилетия. Он был яхтсменом, всячески пропагандировал водные виды спорта. По иронии судьбы единственный из всей компании не справился с ветром и погиб. Семья осталась без средств, матери – учительнице музыки, пришлось пойти на службу конторщицей. Помимо дочери, на ее попечении еще были младший сын и старушка-мать. С двенадцати лет Вера зарабатывала репетиторством.

Из-за финансовых проблем девочка смогла окончить только 4 класса гимназии, но тяга к знаниям была невероятно сильной, дома Вера самостоятельно постигала школьные науки, очень много читала. Читала она страстно и неутомимо, домашние привыкли видеть ее только с книгой, писала она и сама, в основном стихи, правда, ничего из этого не сохранилось.

2С семнадцати лет Вера Панова работала в нескольких донских газетах: в «Южном крае», «Ленинских внучатах», в «Трудовом Доне», где с удовольствием печатали ее фельетоны, очерки, статьи, отмечая тонкий юмор и отменную иронию молодого журналиста. По моде тех лет Панова взяла псевдоним – Вера Вельтман. Она носила красную косынку, была негромкой, молчаливой и деловитой.

По вечерам Вера с друзьями ходила в Дом работников просвещения, где собирались члены Ростовской ассоциации пролетарских писателей. Здесь Панова впервые увидела писателя Николая Погодина, услышала читающего свой «Разгром» Александра Фадеева.

В двадцать лет Панова вышла замуж, родила дочь, но брак оказался не слишком удачным. И через три года Вера 3влюбилась в журналиста Бориса Вахтина, встречу с которым называла «самым светозарным видением» своей жизни. В этом браке рождаются двое сыновей. Семья переехала в Ленинград, где Вера Федоровна продолжала работать журналистом, а для души начала писать пьесы.

В 1935 году, после убийства Кирова, Борис Вахтин был арестован. Пановой удалось добиться двух свиданий с ним, но год спустя Вахтин погиб в лагере.

В 1937 году Вера Федоровна с детьми и матерью из-за страха быть арестованной, из-за бедности, из-за детских болезней уезжает в село Шишаки, что на Полтавщине, которое стало их приютом на два года. Сама же вместе с дочерью возвращается жить и работать в город Пушкин, что под Ленинградом. Чтобы прокормить семью, пишет пьесы и наброски прозы. В 1939 году историческая пьеса «Илья Косогор» удостоилась первой премии и семи тысяч рублей на драматическом конкурсе. Еще одна ее пьеса «Старая Москва» побеждает на Всесоюзном драматическом конкурсе и сразу же принята к постановке театром имени Моссовета.

В октябре сорок первого она оказалась на оккупированной территории. Пушкин, где Вера Панова жила, приказано было очистить от жителей. Их повезли в Псков и Нарву. В Нарве эвакуационный пункт разместился в бывшей синагоге. О быте этой синагоги Панова начала писать во время войны пьесу «Метелица», которую закончила в пятидесятые, а поставили ее в шестидесятые, настолько мрачной она была. И очень сильной.

Пановой удалось убежать из синагоги и по оккупированной территории дойти до Полтавы, а оттуда до деревни Шишаки, где жили ее родные. Как преодолела Вера Федоровна эти три тысячи километров, занятых немцами, она не рассказывала никогда и никому.

Под оккупацией, еще под Ленинградом, Вера Панова придумала для дочери роман — сказку «Который час», сказку про город, захваченный сумасшедшими, город, в котором, часовой мастер запустил время обратно. Произведение, которое она так и не сумела напечатать при жизни. Даже в 1962 году его не включили в собрание сочинений, и только в 1982 году в «Новом мире» роман увидел свет, когда самой Пановой уже десять лет как не было на свете.

После освобождения Украины Вере Федоровне приходит письмо от первого мужа, который вызывает их к себе. И Панова со всем своим семейством едет в Пермь. Она работает одновременно в двух газетах.

Зимой сорок четвертого года Вера Панова написала повесть «Семья Пирожковых», названную впоследствии «Евдокия». Историю о судьбе женщины, вырастившей чужих детей, зритель увидел в 1961 году – по этому произведению сняла одноименный фильм Татьяна Лиознова, впоследствии режиссер знаменитого сериала «Семнадцать мгновений весны».

4В декабре 1944 года по заданию редакции Вера Федоровна колесит по стране в военно-санитарном поезде, который вывозит раненых из боевых мест. Его бригада стала героем ее новой повести – «Спутники». То, что «Спутники» были напечатаны и удостоены Сталинской премии, невзирая на то, что Панова была на оккупированной территории, муж ее был репрессирован, – это все показатели художественной мощи этого текста. Из всего написанного о женщинах на войне, это самое скромное произведение, самое сдержанное и самое умное. Этот роман получил вторую жизнь, когда в 1972 году вышел знаменитый телефильм «На всю оставшуюся жизнь».

На Панову, которой в то время исполнился 41 год, обрушивается слава. В 1946 году она переезжает из Перми в Ленинград, ее принимают в Союз писателей СССР. В 1947 году Веру Федоровну Панову награждают Сталинской премией. Потом были еще две Сталинских премии: за роман «Кружилиха» в 1948 году и повесть «Ясный берег» в 1950 году.

5Панова невероятно много работает: ходила шутка, что у нее «стояли три пишущие машинки и все три с начатыми закладками: проза, пьеса и сценарий!». Даже на отдыхе в Коктебеле в ответ на приглашение погулять она, как всегда, спокойно и убедительно отвечает: «Дорогие мои, у меня большая семья, которую нужно одеть, обуть и накормить».

650-60-е годы стали наиболее плодотворными в творчестве Веры Пановой. Она пишет много рассказов: «Валя», «Володя», «Сестры», «Трое мальчишек у ворот»; повестей: «Конспект романа», «Рано утром», «Рабочий поселок», «Саша»; автобиографический роман «Сентиментальный роман»; исторические произведения: «Сказание об Ольге», «Сказание о Феодосии». Не забывает и автор драматургию: «Сколько лет, сколько зим…», «Еще не вечер», «Свадьба как свадьба».

В 1973 году в «Ростовском книжном издательстве» вышла маленькая книжка рассказов для дошкольников о животных «Как тур из неволи бегал». Четыре рассказа, составивших этот сборник, иллюстрировал известный ростовский художник Наль Драгунов. А в 1974 году в Ленинградском издательстве «Детская литература» вышел сборник «Хитрецы из зоопарка», состоящий уже из трех рассказов, с анималистическими рисунками Татьяны Капустиной. Четвертый, трагический рассказ «Смерть лисовина» 7не вошел в сборник. К сожалению, обе книжки вышли после смерти писательницы. Так открылась еще одна грань таланта Веры Пановой – делиться с совсем юными читателями любопытными наблюдениями за дикими животными — лисятами, лемуром, туром.

Днем своей смерти Панова называла день инсульта в 1968 году: после него она не могла уже писать и думать с прежней интенсивностью, двигалась с трудом – от стола до дивана – и ненавидела собственную немощь. Семь лет проведет она в инвалидном кресле. Семь лет тяжких страданий. Но и в это время Вера Панова пишет автобиографическое эссе «О моей жизни, книгах и читателях». Эта повесть вышла уже после кончины автора.

Она застала Серебряный век, читала с детства не только Чарскую, но и своего любимца Леонида Андреева, и Сологуба, и – уж обязательно – Блока, которого чуть не всего знала наизусть.

8Вера Федоровна Панова скончалась в марте 1973 года. Ее отпели в Никольском морском соборе, похоронили по православному обряду под Ленинградом, на кладбище в Комарово. Таково было ее завещание.

На фасаде дома, расположенного по адресу Марсово поле, 7, находится памятная гранитная доска, на которой написано, что с 1948 по 1970 годы здесь работала и жила Вера Федоровна Панова. В память о писательнице ее именем названа одна из самых красивых площадей Ленинграда. В Первомайском районе города Ростова-на-Дону есть улица Веры Пановой.

 

Интересные факты:

  • 1917 год. Мать болеет «испанкой», у 12-летней Верочки — цинга. От голодной смерти семью Пановой спасли бойцы 1-й Конармии, остановившиеся в их доме: «Они принесли няне мешок муки, мешок пшена и тушу говядины».
  • Свой первый настоящий гонорар Вера Федоровна получила за сценарий детского новогоднего 1941 года утренника. И на все деньги накупила еды, одежды для своих родных – матери, дочери и двух сыновей.
  • На первом месте для Пановой – дети: «Если бы для блага детей нужно содрать всю кожу живьем, я и минуты не колебалась бы». Литература была на втором месте, а на третьем – преферанс: «Мозг – не машина. По команде не остановишь. Не может думающий человек для отдыха в идиотизм впасть. Тут – то пулечка-голубушка и выручает»
  • В 1958 году Вера Панова стала одной из тех, кто осудил Пастернака за его роман «Доктор Живаго». Говорят, она корила себя за это. Впоследствии для книги своих воспоминаний Вера Федоровна возьмет строчки Пастернака. «Мой обожаемый Пастернак», – напишет она на закате дней и будет дарить книги поэта своим внукам.
  • Несколько лет писатель Сергей Довлатов служил литературным секретарем Веры Пановой. Она стала, пожалуй, единственным положительным персонажем довлатовской прозы.
  • В разгар «холодной войны» крупнейшая американская газета «Нью-Йорк-таймс» приглашала зрителей посмотреть новый советский фильм «Сережа» по произведению Веры Пановой (в США он демонстрировался под названием «Незабываемое лето») и не без оснований доказывала, что это «прочувствованный и очаровательный маленький фильм» о простой психологии нормального ребенка «проливает больше света на характер русского народа, чем все яростные вспышки в атмосфере ядерных бомб».

Вера Панова — обладательница сложной, местами страшной судьбы. Женщина узнала на собственном опыте, что такое сталинские репрессии и потеря любимого человека, а также прошла пешком по чудовищным дорогам Великой Отечественной войны. Возможно, поэтому писательнице удавалось создавать правдивые, пронзительные произведения, наполненные «живыми», такими настоящими персонажами. Ее писательский дар раскрылся во время войны. И этот дар человечен и светел. В нем нет места злобе и ненависти. Только из-под пера глубоко чувствующего и чистого помыслами человека могли выйти такие книги как «Сережа», «Спутники» и «Кружилиха». А еще  замечательные исторические повести, написанные ею в конце жизни, когда к ней вернулось воспитанное в детстве религиозное чувство.

Сегодня, книги Веры Пановой читают мало. Но они не заслуживают забвения, потому что отражают самые интересные события, характеры людей страны, которая называлась Советским Союзом.

Времена не выбирают. Но жить в любом времени можно по-разному.

Вам также может понравиться...

К сожалению - Комментарии закрыты