15 октября 2022 года – 125 лет со дня рождения Ильи Ильфа (1897–1937)

«Ильф был из тех людей, которым можно доверить жизнь»

 Николай Асеев, поэт

Илья ИльфДаже те, кто никогда не читал «12 стульев» и «Золотого теленка», знают, кто является автором этих произведений. Вернее – авторами. Один из них – Илья Ильф – замечательный сатирик, чей юбилей мы отмечаем в октябре. Шутки, написанные им, не устаревают до сих пор, а сюжет книг неизменно остается источником вдохновения для режиссеров.

Илья Ильф Илья Ильф (настоящее имя – Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг) родился в Одессе в 1897 году. Илья Ильф – псевдоним, образованный первыми буквами имени и фамилии. Отец писателя служил в банке, и мечтал, чтобы четверо его сыновей получили серьезную профессию, например, бухгалтера. Серьезную профессию получил только младший – инженер-топограф Беньямин. Старший Саул, окончив коммерческое училище, взял себе псевдоним Сандро Фазини и стал художником-кубистом, а не бухгалтером. Второй сын Мойше-Арон, окончил с отличием то же училище, но экономистом не стал, а предпочел работу живописца, работая под псевдонимом Ми — Фа.

Илья Ильф Иехил окончил в 1913 году техническую школу, поработал чертежником и бухгалтером, на телефонной станции, на авиационном заводе, и даже на фабрике ручных гранат. Но еще с детства мальчишка очень любил читать, особенно Киплинга, Чехова, Лескова, Стивенсона. И даже летом 1919 года, когда была объявлена всеобщая мобилизация, на сборный пункт Ильф пришел с книгой Анатоля Франса «Боги жаждут».

После войны Илья засел за бухгалтерию финотдела губернской продкомиссии, но потом решил попробовать свои силы в журналистике в отделении легендарного РОСТА (Российского телеграфного агентства).

В 1920 году в Одессе действовал литературный клуб «Коллектив поэтов», куда входили Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев. И однажды там появился Илья Ильф со своими первыми выступлениями.

Илья Ильф и Мария ТарасенкоВ это же время Ильф знакомится с Марией Тарасенко, которая только что окончила женскую гимназию и поступила в Пролетарскую художественную студию. Свидетельство их искренней любви – почти полторы сотни писем. Многие из них Ильф писал ночью, чтобы утром их вручить любимой. «Мне незачем писать тебе, раз мы можем видеться каждый день, но до утра далеко, и вот я пишу. Завтра утром я приду к тебе, чтобы отдать письма и взглянуть на тебя. Но одно письмо я оставляю при себе. Если кричат пароходы ночью и если ночью кричат журавли, это то, чего еще не было, и как больно я тебя люблю». Эту переписку Мария хранила всю жизнь. И только через четверть века после смерти матери, их нашла дочь Александра.

газета «Гудок»В 1923 году Ильф уезжает в Москву, где начинает работать в газете «Гудок» библиотекарем. Вскоре он становится литературным сотрудником издания, обрабатывая письма рабкоров для четвертой полосы. Заметки рабкоров с его легкой руки превращались в едкие фельетоны, которые очень полюбили читатели.

В «Гудке» проходили свою журналистскую школу многие впоследствии знаменитые писатели. Здесь печатались фельетоны Валентина Катаева, рассказы Константина Паустовского, стихи Владимира Маяковского. Вместе с Ильфом работали Булгаков, Олеша – «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве», как говорил Паустовский. Здесь же Илья Арнольдович знакомится со своим будущим соавтором – Евгением Петровым, братом Валентина Катаева.

Весной 1924 года Мария Тарасенко приехала в Москву и они поженились.

журнал «Смехач»Основным жанром для писателя становится сатирический фельетон. Его фельетоны публикуют «Гудок» и журнал «Красный перец». Кинофельетоны и кинорецензии появляются в «Вечерней Москве» и «Кино». Особенно плодотворно Ильф сотрудничает с журналом «Смехач», где пишет под псевдонимом И.А. Пселдонимов.

Евгений Петров был моложе Ильфа на пять лет. Их совместное творчество началось еще во время командировки в Крым и на Кавказ в 1927 году, куда их отправили писать сатирические репортажи. Известно, что выдумывали они вдвоем, а записывал Петров с его каллиграфическим крупным почерком; что за годы работы, как идеальные супруги, они стали похожи внешне, но так и не перешли на «ты».

Евгений Петров и Илья ИльфИ вот однажды летом 1927 года, Валентин Катаев предложил двум молодым авторам написать роман. Дескать, я подкидываю вам тему, например, о спрятанных в стульях сокровищах, вы пишете, а если, что не так, поправлю. Друзья согласились, и работа закипела.

Роман «Двенадцать стульев» писался поздними вечерами, в редакции. Когда была готова первая глава произведения, авторы поспешили показать ее Катаеву. Со страхом они ждали вердикта. Рецензия была неожиданной. Катаев сказал, что править ничего не надо, книга ему понравилась, и она обязательно будет иметь успех.

«Двенадцать стульев»Слова оказались пророческими. Роман вышел в 1928 году и стал очень популярным. Он сразу разошелся на цитаты – небывалый случай в советской литературе. Так появился Остап Бендер.

Дмитрий Быков отметил, что «Двенадцать стульев» – сатирическая эпопея, лучший из русских плутовских романов. Читать его можно всегда, особенно целебно во время болезни».

"Малое собрание сочинений"Совместное творчество Ильфа и Петрова продолжалось в течение десяти лет. После первого романа в этом же году вышла сатирическая повесть «Светлая личность», затем гротескные новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и «1001 день, или Новая Шахерезада». Кроме того, соавторы регулярно писали для юмористического еженедельника «Чудак», фельетоны для «Правды», «Литературной газеты» и журнала «Крокодил». А написанный талантливыми писателями сценарий лег в основу экранизации Григория Александрова «Цирк» (1936 год) с Любовью Орловой в главной роли.

«Одноэтажная Америка»В 1935 – 1936 годах Ильф и Петров совершили путешествие по США, в результате чего появилась книга «Одноэтажная Америка» (1937 год). Правда, в отличие от других своих работ, Ильф и Петров писали ее порознь.

Но читатели требовали продолжения приключений Остапа Бендера, несмотря на то, что авторы убили того в конце романа. И в 1931 году был опубликован новый роман о Великом комбинаторе – «Золотой теленок». Вначале он появился в журнале «30 дней», потом был переведен и напечатан в США, Англии, Германии и Австрии. И только в 1933 году вышел в СССР. Набоков считал «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка» единственным, что дала советская литература, а у Набокова вкус был.

«Золотой теленок»В «Золотом теленке» упоминается белорусский Бобруйск.

«Нашли дураков! – визгливо кричал Паниковский, — вы мне дайте Среднерусскую возвышенность, тогда я подпишу конвенцию. – «Как, всю возвышенность? – заявил Балаганов. – А не дать ли тебе еще Мелитополь впридачу? Или Бобруйск?». При слове «Бобруйск» собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом».

памятник Шуре Балаганову в БобруйскеПочему Ильф и Петров написали Бобруйску такие комплименты, остается загадкой. Кстати, в Бобруйске Шуре Балаганову установлен памятник. Он находится возле ресторана «Чырвоная вежа» на прекрестке улиц Пушкинская и Пролетарская. В левой руке герой книги держит тарелку, на которой стоит теленок. А рядом с ним прикреплена табличка с отрывком из книги, в котором и упоминается Бобруйск.

В конце 1920-х годов Ильф увлекся фотографией. Да так страстно, что порой забывал о своем писательстве. Он любил снимать пейзажи, фотографировал бульвары и мосты, но больше всего осталось сделанных им портретных снимков, в основном – жены Марии. В 2011 году в издательстве «Ломоносов» вышла уникальная книга дочери писателя – Александры Ильф «Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа». Илья Арнольдович снимал московские городские пейзажи и монастыри, новостройки и полуразрушенные особняки, едущие по улице автомобили, детей, играющих в снежки. Ему принадлежит серия уникальных фотографий взрыва храма Христа Спасителя и редкие фотографии похорон Маяковского.

музей сатиры и юмора имени Остапа БендераВ 1925 году, во время поездки на пароходе «Герцен», Ильф вел путевые записи, где значилось, что Васюки списаны с города Козьмодемьянска. Здесь, в купеческом особняке, располагается музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, где хранятся предметы, иллюстрирующие ту часть романа, в которой комбинатор проводил одновременный сеанс игры на 160 досках.

В Чебоксарах в 2012 году был открыт памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Герои романа в погоне за сокровищами заплывали в этот город.

Книги Ильфа и Петрова всегда издавались большими тиражами. А «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» выдержали множество переизданий, не только на русском языке.

Ильф и Петров обаятельны в своем юморе, они заставили весело рассмеяться всех читателей с первой же главы. Этот смех звучит и в наши дни, популярны цитаты из книг «12 стульев» и «Золотой теленок». Об их жизни и юморе, о том, как возник творческий тандем, рассказывет книга Л.Яновской «Почему вы пишете смешно?», изданная под редакцией академика Д.Лихачева.

Илья Арнольдович Ильф прожил короткую жизнь. Его болезнь, туберкулез легких, обострившаяся во время путешествия по Америке, окончилась смертью. Писатель умер 13 апреля 1937 года, в десять часов тридцать пять минут вечера, в возрасте 39 лет, и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На похоронах Евгений Петров произнес: «Я присутствую на собственных похоронах…». После смерти друга, Петров работал над киносценариями. В годы войны был фронтовым корреспондентом. Погиб в авиакатастрофе в 1942 году. Мистическим образом ему было столько же лет, сколько Ильфу во время кончины.

Илья Ильф ушел, оставив невероятное литературное наследие: кроме уже изданных произведений были еще «Записные книжки» – дневник, который автор вел последние 12 лет.

экранизация романа «Двенадцать стульев»Роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» много раз был экранизирован такими режиссерами, как Михаил Швейцер (1968 год), Леонид Гайдай (1971 год), Марк Захаров (1976 год). Одну из экранизаций поставил Мэл Брукс, сыгравший дворника Тихона. Остапа Бендера блестяще сыграли Сергей Юрский, Андрей Миронов, Николай Фоменко, Арчил Гомиашвили и другие актеры.

«Ехали в трамвае Ильф и Петров»В 1969 году был снят документальный фильм «Ильф и Петров», закадровый текст в котором прочел Владимир Высоцкий.

В 1972 году на экраны вышел художественный фильм по мотивам рассказов и фельетонов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Ехали в трамвае Ильф и Петров».

Об Илье Ильфе и Марии Тарасенко была подготовлена телевизионная передача из цикла «Больше, чем любовь».

 

Интересные факты:

  • Первыми публикациями Ильфа были стихотворения, подписанные женским именем.
  • Ильф любил приобретать старые выпуски журналов на уличных развалах. Он постоянно выискивал там уникальные издания.
  • Основой романа «Двенадцать стульев» стал рассказ Артура Конан-Дойла «Шесть Наполеонов».
  • В качестве платы за идею Валентин Катаев попросил у авторов, чтобы все издания и переиздания «Двенадцати стульев» на любом языке начинались с посвящения ему (что делается по сей день). И с гонорара за книгу авторы обещали подарить Катаеву золотой портсигар.
  • У Великого комбинатора был реальный прообраз – Осип Шор, который работал в одесском уголовном розыске.
  • Вариантов названия «Золотого теленка» было несколько: «Буренушка», «Златый телец», «Телята», «Телушка-полушка», «Великий комбинатор».
  • За время поездки по США Ильф и Петров проехали 16 тыс.километров, порыбачили с Эрнестом Хемингуэем и встретились с будущим лауреатом Пулитцеровской премии Эптоном Синклером.
  • В Голливуде писатели познакомились с режиссером Льюисом Майлстоуном (классик американской кинематографии, первый лауреат двух премий «Оскар»), для которого за пять дней написали сценарий экранизации «Двенадцати стульев» и получили гонорар в 600 долларов.

Илья Ильф ушел из жизни довольно рано, и мы можем только гадать, сколько еще виртуозных романов он мог написать. Даже, если бы он был только автором «Двенадцати стульев», то уже обеспечил бы себе бессмертие среди потомков. Но, к счастью, для читателей, есть еще что прочесть. Предлагать к прочтению «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» мы не будем, потому что практически все читатели знают, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, а всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице.

Сатирические повести и рассказы конца 1920-х годов:

Фельетоны начала 1930-х годов:

Жизнь творческих людей очень часто обрывается в самом расцвете сил и Илья Ильф не стал исключением. Он был ярким человеком, и остался жить не только в своих произведениях, но и в душах читателей. И в своих фотографиях..

Вместе с филиалом Музея Москвы в Центре Гиляровского мы приглашаем вас на видеоэкскурсию по выставке «Илья Ильф — одесский москвич! Писатель с фотоаппаратом», где впервые были представлены фотографии и документы из семейного архива Ильфа.

Вам также может понравиться...

К сожалению - Комментарии закрыты