19 июля 2018 года – 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского (1893-1930)
«Мало какой поэт может похвастаться универсальностью:
Блок, например, в некоторые эпохи вовсе не понятен.
Маяковский необходим тогда, когда надо прыгнуть выше головы.
Так что сегодня он поэт номер один, даже если кто этого ещё не понял».
Дмитрий Быков.
Кажется, эпоха Маяковского ушла безвозвратно, сам он большинством современников, а уж тем более потомков, благополучно похоронен. Сейчас мало кто помнит, что он писал гениальные поэмы, превосходные комедии, очень интересную прозу. Как-то так вышло, что главным событием его личной, его творческой жизни сделался роковой выстрел 14 апреля.
Права Марина Цветаева, сказавшая, что Маяковский на своих длинных ногах ушагал от нас куда-то далеко за поворот и долго ещё будет нас там поджидать. Потому что поэтов такой мощи и такого трагического накала, конечно, мало.
Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии России (ныне ? Грузия).
С 1902 года учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда в 1906 году после смерти отца переехал вместе с матерью и двумя сестрами. Владимир продолжил своё обучение в пятой классической гимназии. Однако со смертью отца финансовое положение семьи значительно ухудшилось. Как следствие, в 1908 году Владимир не смог заплатить за своё обучение, и его исключили из пятого класса гимназии. Так будущий поэт и не получил настоящего образования.
Маяковский занимался боксом, мучил себя гимнастикой и любил об этом говорить, но вот ударить человека было для него совершенно неприемлемым. Тогда как в стихах своих он раздавал эти оплеухи направо и налево.
В последние пять-семь лет жизни Владимир Маяковский особенно сильно страдал от игромании. Действительно, была за ним такая страшная беда: он все время играл во что-то, загадывал, играл на трамвайные билетики, спорил с друзьями, сколько шагов до того столба, постоянно пытался угадать, сколько строчек в книге на странице, карты.
Поэт никогда не был женат. С любимыми женщинами его связывали отношения, не типичные для морали того времени. Музой и возлюбленной поэта, которую он боготворил, была Лилия Брик.
Маяковский страстно был влюблен в русскую эмигрантку Татьяну Яковлеву, которая к несчастью влюбленного не ответила ему взаимностью. В последний год жизни Владимира Маяковского рядом с ним была актриса Вероника Полонская. Именно Полонская стала единственной свидетельницей самоубийства великого поэта.
Известно, что Маяковский, не очень любил читать. Трудно было представить его с книгой. «Войну и мир» Толстого не дочитал до конца. Достоевского читал, но ограничился «Преступлением и наказанием». Настольной книгой Маяковского было «Что делать?» Чернышевского. Её он перечитывал за два дня до смерти. С величайшим уважением Маяковский относился не только к Чернышевскому, но и к своему кумиру Тургеневу, потому что в Базарове он узнавал себя и мечтал его сыграть. А ещё был Писарев, которого он любил и вечно перечитывал.
Из-за связей с революционно настроенными студентами и участия в различных митингах и сходках Маяковский неоднократно сидел в тюрьме. Первые стихи Маяковского были написаны именно там. Но по признанию самого поэта, стихи получились плохими.
Нахождение в тюрьме его основательно проучило, испугало, он перестал заниматься революцией, начал учиться живописи. Брошенная на середине «Анна Каренина» из тюремной библиотеки, так никогда и не была дочитана – напоминала о неприятном событии.
Первым произведением Маяковского, которое было напечатано, стало стихотворение «Ночь» (1912 год). Тогда же молодой поэт впервые публично выступил в артистическом подвале, который носил название «Бродячая собака».
Первый сборник молодого поэта «Я» был опубликован в 1913 году и состоял всего из четырёх стихотворений. На этот год приходится также написание бунтарского стихотворения «Нате!», в котором автор бросает вызов всему буржуазному обществу. В следующем году Владимир Маяковский создал трогательное стихотворение «Послушайте», поразившее читателей своей красочностью и чуткостью.
В 1914 году молодой поэт твёрдо решил добровольно записаться в армию, но его политическая неблагонадёжность пугала представителей власти. Он не попал на фронт и в ответ на пренебрежение написал стихотворение «Вам», в котором дал свою оценку царской армии. Кроме того, вскоре появились гениальные произведения Маяковского – «Облако в штанах» и «Война объявлена».
Мы привыкли, что Маяковский – трагический поэт. Но ведь Маяковский один из самых радостных, веселых и безоблачных фигур русской литературы в 1918-1919 годов. Нет ничего более безоблачного, восторженного и триумфального, чем стихи Маяковского в эти годы. В это время написаны самые веселые его стихи – «Гейнеобразное», «Тучкины штучки», «Стихи о разнице вкусов».
А какой эйфорией веет от «Мистерии-буф». Если из всех сочинений Маяковского взять самое веселое, самое безоблачно смешное – это, конечно, «Мистерия-буфф», которую сам он ставил и сам же в ней играл, потому что половина актеров не явилась, и сам же приколачивал гвоздями декорации. А какой финал в «Мистерии» — изумительный совершенно, действительно ослепительный праздничный – как человек верит в то, что настала новая жизнь. Этой эйфорией лучатся все тексты Маяковского с 1918-го по 1921-й год. Сплошной восторг, который слышен и в «Левом марше».
Маяковский поздний тоже достаточно силён, просто у него мало в это время по-настоящему великих стихов. Поздний Маяковский – это беспрерывные разъезды, это постоянная смена географических поясов, стран, эпох. Америка, Мексика, Таганрог, Крым, Мурманск…
Последнее его по-настоящему великое произведение это стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии», в котором впервые сказано открытым текстом о своем мучительном несоответствии миру.
Прочтите его стихи, и вы увидите, как современен, как великолепен, как гениален Владимир Владимирович Маяковский!
- Маяковский явился родоначальником знаменитой «лесенки». Считается, что такой поэтический стиль он выбрал из-за того, чтобы получать больший гонорар. В то время труд поэта оценивали за количество строк в стихах, поэтому он получал гонорар вдвое больше, чем его коллеги по творчеству.
- Он буквально покупал понравившиеся ему рифмы и строчки у своих товарищей по перу. Ради одного — единственного слова он выхаживал по 15-20 километров, подбирая на ходу десятки и сотни рифм, пока не останавливался на одной, наилучшей.
- У Маяковского не было возможности получить настоящее образование. Поэтому его письма и рукописи изобилуют орфографическими ошибками и другими грамматическими погрешностями. Особую неприязнь Маяковский питал к запятым. Взгляните на рукопись любого его стиха: там нет ни одной запятой. Все знаки препинания в его произведениях расставлены Осипом Бриком. Черновик всякой новой вещи он, прежде всего, отдавал Брику: «На, Ося, расставь запятатки».
- Маяковский постоянно раздавал свои деньги старикам. Он тайно отыскивал бедных стариков и помогал, не называя, от кого деньги.
- Имя и фамилия великого поэта увековечены во множественных географических названиях. История умалчивает, насколько счастливо живут люди на улице Маяковского, или как хорошо гулять влюбленным парочкам по одноименным бульварам и аллеям. Однако его имя неоднократно присваивали кораблям и пароходам. И вот незадача, эти суда оказывались на дне. Прогулочный пароход, переименованный в честь поэта, затонул прямо у причала Риги и забрал с собой множество жизней. Эта катастрофа стала самой тяжелой в истории Латвии. А рыболовный траулер сгорел и нашел последний приют на дне возле Лабрадора.
Десятилетия, отделяющие нас от времени создания последних поэтических строк Маяковского, — достаточно большой срок для проверки временем силы читательского внимания к поэту и силы его влияния на поэзию его времени и последующих десятилетий. Как то Маяковскому сказали:
— «Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие — не ваш удел…»
—«Зайдите через столетие, — ответил Маяковский, — посмотрим»
Наш вывод: к прочтению рекомендуем! Так ярко, рвано и страстно, как писал Маяковский, не писал никто:
- «Облако в штанах» (1915г.)
- «Флейта-позвоночник» (1915г.)
- «Себе любимому» (1916г.)
- «Про это» (1923г.)
- «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926г.)
В советские времена Маяковский входил в обязательную школьную программу, при этом особое внимание уделялось идеологически «правильным» стихам — о советском паспорте, о людях Кузнецстроя, победе Октября и т.д. Впрочем, для поклонников творчества поэта существовал и другой поэт – ранимый, самобытный, игравший «ноктюрн на флейте водосточных труб» и смазавший карту будня.
Смотрите фильм «Владимир Маяковский. Бесценных слов транжир и мот» и вы убедитесь в правильности его слов: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней…»
Вам также может понравиться...
К сожалению - Комментарии закрыты