12 апреля 2023 года – 200 лет со дня рождения Александра Островского (1823–1886)
«Есть ли еще в русской литературе писатель более добрый, менее эгоистический, нисколько не ломающийся и совершенно чуждый лицемерия, как Островский? Для меня лично – это вопрос…».
Александр Кугель, театральный критик
Перу Александра Николаевича Островского, великого мастера русской драмы, принадлежит большое количество пьес. Читатели сразу вспомнят хрестоматийные, те, которые включены в школьную программу, это, конечно же, «Гроза» и «Бесприданница». Но Островский написал около 50 пьес, сделал великое множество переводов зарубежных классических произведений Шекспира, Сервантеса, Гольдони. Он входил в тройку литераторов, вместе с Шекспиром и Чеховым, которые были знамениты в русском театре. По его пьесам снято более 40 фильмов.
Александр Николаевич Островский родился и вырос в Москве, на ее патриархальной окраине – в Замоскворечье. Это был особый мир купечества, мелких чиновников, живших по своим отдельным законам. Здесь строго соблюдали церковные обряды, здесь царили старинные обычаи, здесь звучала коренная русская речь. Даже одевались тут иначе, чем в центре города, – по-купечески, на давний манер. Дед Островского был священником, отец, окончив Духовную академию, не принял духовное звание и поступил на государственную службу, по судебной части. Позже он даже выслужил дворянство – и перешел из государственной в частную судебную систему, стал стряпчим Московского коммерческого суда. Мать тоже происходила из семьи священника, была поповной.
Тихое течение жизни, старинный быт, нравы московского купечества, которое часто селилось именно в Замоскворечье, – все эти впечатления и сформировали личность юного Островского. Он настолько сроднился с хлебосольной Москвой, что впоследствии уже став известным драматургом, покидал ее пределы только на лето, редко совершал поездки, особенно заграничные.
В 1831 году, когда Александру исполнилось восемь лет, умерла его мать. Отец остался с четырьмя детьми один, но недостатка в чем-либо семья не испытывала. На тот момент Николай Федорович уже занимал высокое положение в обществе. Через некоторое время отец женился повторно, мачеха была из обрусевших шведов, принадлежала к старинному дворянскому роду. И она не только преобразовала быт семьи, приблизила его к культурной традиции дворянства, но и вплотную занялась воспитанием и образованием своих детей и пасынков.
Островский закончил Первую городскую гимназию – лучшую в то время гимназию Москвы, поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить его молодому человеку не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, в 1843 году Островский написал заявление об уходе.
Отец устроил его на должность канцеляриста в Совестный губернский суд. До 1851 года Островский служил в судах и одновременно занимался литературным творчеством. Его ранние работы были подражанием стилю Белинского и Гоголя, которых считал своими кумирами.
В 1847 году в «Московском городском листке» появились ранние произведения Островского – пьеса «Семейная картина» и очерк «Записки замоскворецкого жителя». Но настоящая слава пришла к нему, когда он написал комедию «Свои люди – сочтемся» (первоначальное название «Банкрот»). Произведение было напечатано в 1850 году в журнале «Москвитянин». Пьесу восторженно оценили Иван Гончаров и Николай Гоголь. Но до театральной премьеры дело так и не дошло, цензура запретила постановку, а молодой драматург был отдан под негласный надзор полиции. Пьесу разрешили ставить лишь только в 1861 году.
А вот следующая пьеса «Не в свои сани не садись», которую автор закончил в 1852 году, уже была поставлена зимой 1853 года в Малом театре. Николай I, присутствовавший на ее представлении, остался доволен спектаклем и по окончании заявил: «Очень мало пьес, которые бы мне доставляли такое удовольствие, как эта. Это не — пьеса, а нравственный урок».
Год спустя на московской сцене появилась «Бедность не порок». Она окончательно укрепила за Островским славу первого современного драматурга.
Эта работа стала последней, опубликованной в журнале «Москвитянин», в 1856 году Островский из-за финансовых разногласий разорвал все отношения с издательством и перешел в «Современник».
Александр Николаевич неустанно работал. Из-под его пера появляются пьесы «Доходное место», «Не сошлись характерами», «Воспитанница». Первое двухтомное собрание произведений драматурга выходит в 1859 году.
В 1856 году Островский принял участие в экспедиции, которую организовало Морское министерство. Он прошел на пароходе практически всю Волгу, наблюдал за нравами и обычаями уездных поволжских городков, подмечал особенности местных говоров, записывал оригинальные выражения. Восторгался красотой русской природы. Эта поездка дала ему материал для творчества на долгие годы. Отныне Волга стала равноправной героиней его драм. Самая известная из пьес «волжского» цикла – «Гроза», написанная в 1859 году.
В том же году состоялась театральная премьера драмы в Малом театре, а затем в Александринском театре. Успех ее на сцене был так велик, что Островского в 1863 году удостоили Уваровской премии, высшей в то время награды за драматическое произведение, и избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
В 1861 году была написана замечательная пьеса «Женитьба Бальзаминова». Впервые была опубликована в том же году в журнале Федора Михайловича Достоевского «Время». Достоевский писал: «Вашего несравненного «Бальзаминова» я имел удовольствие получить третьего дня… Одно могу отвечать: прелесть». А через сто лет, в 1964 году, режиссер Константин Воинов по ее мотивам снял шедевральный фильм с участием целого созвездия актеров: Георгия Вицина, Нонны Мордюковой, Людмилы Шагаловой, Лидии Смирновой, Ролана Быкова и многих других.
В 1866 году Островский основал Артистический кружок. Там бывали актеры и писатели – Гончаров, Толстой, Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин. В 1874 году кружок был преобразован в «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов», руководителем которого он оставался до конца своих дней. Островский возглавлял комиссию, пересматривающую законы по всем сферам театрального управления. Ему удалось добиться многих положительных реформ и улучшить положение актеров. Через год писатель был назначен на должность заведующего репертуарами столичных театров и занял пост директора театрального училища.
В конце 1860-х годов Александр Николаевич занялся изучением эпохи Смуты. Этим кровавым временам посвящены драматические хроники «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862 г.), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1867 г.). Однако критики сочли их слабыми, поэтому успеха автору они не принесли.
В 1868 году в Александринском театре состоялась премьера постановки «На всякого мудреца довольно простоты». В 1870 году на страницах журнала «Отечественные записки» была опубликована пьеса «Бешеные деньги». А через год, в 1871 году, драматург закончил свой знаменитый «Лес».
В начале 1870-х годов Островский от сатирических комедий переходит к народным комедиям и драмам. Одну за другой он создает комедии «Не все коту масленица» (1871 г.), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872 г.), «Правда – хорошо, а счастье – лучше» (1877 г.).
Одной из самых ярких пьес Островского стала музыкальная драма в стихах – «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873 г.). В постановке участвовали не только драматические артисты, но и оперная, и балетная труппы. Музыку к пьесе написал Петр Ильич Чайковский. А чуть позже композитор Римский-Корсаков сочинил по ее мотивам оперу.
Вскоре в «Отечественных записках» была опубликована пьеса «Волки и отцы». Потом «Последняя жертва» и «Правда хорошо, а счастье – лучше».
Настоящим шедевром поздней драматургии Островского стала, конечно же, драма «Бесприданница», написанная в 1879 году. Но удивительно, что постановку пьесы зрители встретили без всякого восторга. Более того, в «Русских ведомостях» опубликовали критическую статью. Сам автор объяснил неудачу тем, что произведение опередило время, основным акцентом он хотел сделать не действие, а характер главной героини. «Бесприданница» была экранизирована три раза: первый – в 1912 году, второй – в 1936 году, а в 1984 году вышел фильм «Жестокий романс» Эльдара Рязанова.
Зимой 1881 года драматург закончил работу над пьесой «Таланты и поклонники». Комедия была опубликована в «Отечественных записках».
Через два года Островский вместе с братом Михаилом отправился путешествовать на Кавказ. Именно там он начал писать свое новое произведение «Без вины виноватые», на которое было затрачено много времени и сил.
Среди произведений, на которые легла временная тень забвения, такие шедевры, как трагедия «Грех да беда на кого не живет», оригинальнейшая трагикомедия «Не было ни гроша, да вдруг алтын», несказанной красоты поздние драмы женской души «Сердце не камень», «Невольницы». Или глубокая, потрясающая мелодрама «Пучина», в свое время приведшая в восторг Антона Павловича Чехова. «Пьеса – удивительная! – писал он, побывав на спектакле, — а последний акт – это что-то такое, чего бы я и за миллион не написал. Если бы у меня был свой театр, я бы ставил там один этот акт…».
Во время работы над пьесами Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала. Именно поэтому его драмы уходят не просто в быт, а в человеческую психологию, тонкую сценическую эстетику.
Александр Николаевич женился довольно рано. С первой своей женой, правда, гражданской, Агафьей Ивановной (фамилия неизвестна) драматург познакомился в 1847 году. Прожили они вместе почти 20 лет. В 1867 году Агафья Ивановна умерла. В этом браке родились четверо детей, которые скончались в раннем возрасте. И через два года, в 1869 году Островский вступил в церковный брак с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой. От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери.
Островский был настоящим тружеником. Он не знал отдыха, не позволял себе расслабляться. Писатель жил литературой, театральной работой и любовью к Отечеству.
Более 30 лет одна великолепная пьеса за другой появлялась в театре. Две в сезон – а иначе не выходило жить сочинительством, содержать имение Щелыково в Костромской губернии, в котором со своим семейством жил с мая по октябрь. Для отдыха и подработки занимался переводами, приговаривая, что это для него «вроде вязанья».
К этому времени усиленная работа истощала организм, Островский страдал от приступов стенокардии (которую тогда называли «грудной жабой»). От одного из таких приступов он и умер за письменным столом в своем любимом Щелыкове, работая над переводом шекспировской драмы «Антоний и Клеопатра».
Похоронен в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На церковном кладбище у Храма Святителя Николая Чудотворца.
- Островский активно увлекался рыбалкой.
- Драматург отличался особым вкусом в одежде. Он предпочитал экстравагантность. Из-за этого он иногда побаивался выходить в свет.
- Островский владел семью иностранными языками: английским, французским, испанским, немецким, итальянским, латынью и древнегреческим.
- Первым опубликованным произведением драматурга был отрывок из пьесы «Ожидание жениха» (1846 год).
- Молодые авторы часто приносили Островскому свои работы, чтобы он дал им оценку. Литератор был очень занятым человеком, но для всех начинающих писателей находил время на рецензии.
- Прототипом Катерины из «Грозы» была Любовь Павловна Косицкая, к которой драматург испытывал глубокие чувства.
- Петр Чайковский свое первое оперное произведение написал по пьесе Александра Николаевича «Воевода». А вот автором либретто для этой оперы стал сам Островский.
- Пьесы Островского были настолько популярны, что с 1853 по 1872 год они 766 раз прошли только на казенных сценах.
- Особенно любимы сатирические комедии Островского были во Франции. Да и одна из первых биографических книг об Островском написана в 1912 году французом Жаном Патуйе и называется «Островский и его театр русских нравов».
- Именем великого писателя названо множество улиц, пять театров и Ташкентский государственный театрально-художественный институт.
Нужны ли нам сегодня произведения Островского, не устарели ли они, так ли уж необходимо включать их в школьную программу? Почитайте их, и вы обязательно найдете ответ на свой вопрос.
- «Свои люди – сочтемся» (1849 г.);
- «Женитьба Бальзаминова» (1861 г.);
- «На всякого мудреца довольно простоты» (1868 г.);
- «Лес» (1870 г.);
- «Таланты и поклонники» (1882 г.).
Именно Александру Николаевичу Островскому обязан своим рождением русский национальный театр. Островский сумел совершить в области драматургии такой же прорыв, какой Пушкин, Гоголь, Лермонтов совершили в области поэзии и прозы. Не случайно между понятиями «театр Островского» и «русский театр» стоит знак равенства.
- Предыдущий Обзор книжной выставки «Дорогами космических орбит»
- Следующий Виртуальное путешествие «Слутчина и космос»
Вам также может понравиться...
К сожалению - Комментарии закрыты