10 апреля 2022 года – 85 лет со дня рождения Беллы Ахмадулиной (1937 – 2010)
«Ахмадулина для меня внешне
и внутренне воплощение поэзии,
женской причем. Женственной и
мужественной – такое сочетание».
Михаил Жванецкий
Белла Ахмадулина, одна из самых ярких представительниц поколения «шестидесятников», родилась через сто лет после смерти Александра Пушкина и ушла из жизни через сто лет после смерти Льва Толстого. Утонченно-жеманная, с экзотическим именем Изабелла, с величественной осанкой и протяжным звучным голосом. Когда Ахмадулину называли поэтессой, она неизменно поправляла: «Простите, но я поэт!».
Многие киноманы тут же вспомнят её знаменитое стихотворение «О, мой застенчивый герой…» из «Служебного романа», чудесные песни на её стихи «А напоследок я скажу…», что звучит в «Жестоком романсе» и «По улице моей который год…» из «Иронии судьбы или с лёгким паром». Или «Романс о Петербурге» («Что будет, то и будет») в фильме «Достояние республики».
Изабелла Ахмадулина, позже она сократила своё имя до Беллы, родилась 10 апреля 1937 года в Москве в интеллигентной и состоятельной семье. Отец её был крупным таможенным начальником, мать работала переводчицей в КГБ в звании майора. Большое влияние на девочку оказала бабушка по материнской линии, Надежда Митрофановна. Она привила Белле любовь к чтению, к классической литературе, читая не только сказки, но и Гоголя с Пушкиным. А ещё бабушка обожала животных, и вдвоём с внучкой они подбирали бездомных собак и кошек. Позже, Белла будет заниматься этим всю жизнь. Ахмадулина часто использовала цитату Анастасии Ивановны Цветаевой: «СОБАКУ пишу не с большой буквы, а вообще большими буквами».
Сразу после войны Белла пошла в школу. Угрюмая и неприветливая, девочка школу не любила. При первом же посещении класса с обшарпанными стенами и грубыми одноклассниками она решила больше сюда не ходить. И три года Белла в школе не появлялась. Училась дома – писала, читала. Занималась самообразованием. Она была начитанной, с ранних лет писала без грамматических ошибок.
Первые стихи Беллы появились, когда она ещё училась в школе. Их она писала под впечатлением от творчества Гарриет Бичер-Стоу, автора романа «Хижина дяди Тома». Свои стихотворения девушка посвящала темнокожим рабам и их детям. Их даже опубликовали в «Пионерской правде». О любви она начала писать позже. Та Ахмадулина, которую вскоре узнали все, появилась в 15 лет. Литературный дебют состоялся в журнале «Октябрь», когда ей было 18 лет. Там были такие строки: «Голову уронив на рычаг, Крепко спит телефонная трубка».
В школьные годы Белла занималась в литературном кружке Дома пионеров, потом в литературном объединении при заводе имени Лихачева, которое возглавлял поэт Евгений Винокуров. Она хотела связать свою жизнь с литературой. Но родители Ахмадулиной мечтали видеть её журналисткой. Девушка послушалась и отнесла документы в МГУ на факультет журналистики. И к счастью для нас, читателей, Белла провалила вступительные экзамены и устроилась работать в газету «Метростроевец», где публиковала не только статьи, но и свои стихи.
В 1956 году Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт имени А. М. Горького. Когда поэт Илья Сельвинский увидел её там, он воскликнул: «Что бы ни произошло в Вашей жизни, помните, что у Вас дар с чертами гениальности! Не жертвуйте им никому и ничему!».
В институте каждый хотел познакомиться с Ахмадулиной. Когда она читала свои стихи, в помещении было не протолкнуться. Все стояли, затаив дыхание, чтобы не пропустить ни слова, ни интонации. Многие отмечали искренность и теплоту, которые исходили от автора.
Своё знаменитое стихотворение «По улице моей который год…» Белла написала в 1959 году, когда ей было всего 22 года и училась она на четвёртом курсе. А через 16 лет композитор Микаэл Таривердиев положил музыку на эти стихи. Сегодня эту песню мы слушаем каждый раз в преддверии Нового года. И тогда же, на четвёртом курсе, Ахмадулина была отчислена из вуза. Официальная причина – не сдала экзамен. Но на самом деле она отказалась подписать письмо с осуждением Бориса Пастернака.
Ахмадулина пошла работать внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Главный редактор, поражённый талантом Беллы, помог её вернуться в институт, который она успешно закончила в 1960 году.
Уже после первого сборника «Струна», изданного в 1962 году, Беллу Ахмадулину стали называть последовательницей поэтов Серебряного века. Её талант был сразу отмечен такими известными поэтами, как Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. А Павел Антокольский, после выхода сборника, воскликнул: «Здравствуй, Чудо по имени Белла!». Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность, напыщенный слог.
Вскоре Белла Ахмадулина стала выступать перед слушателями, собирая не концертные залы и дома культуры, а целые стадионы. Её лёгкие, воздушные стихи имели успех.
Ахмадулина всегда была объектом любви и восхищения. Евгений Евтушенко влюбился сначала в её стихи, а потом уже и в их совсем юного 18-летнего автора. Он называл Беллу «случайно залетевшей к нам райской птицей». Они поженились, но их союзу суждено было просуществовать три года. А через год она вышла замуж за писателя Юрия Нагибина, с которым прожила восемь лет. Но и этот брак распался.
Чтобы забыться, поэтесса с головой ушла в творчество. Второй сборник поэзии «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968 году. Через год появилась ещё одна книга лирики «Уроки музыки». Затем сборники «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977).
Коротким был гражданский брак Ахмадулиной с сыном поэта Кайсына Кулиева – Эльдаром. В этом браке родилась дочь Елизавета.
Помимо стихов, Белла Ахатовна писала лирическую прозу, а также делала великолепные поэтические переводы: с грузинского, армянского, абхазского, английского, французского, итальянского, польского, чешского языков. В 1970-е годы она побывала в Грузии. Эта страна и её культура произвели на поэта огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой взаимной любви стал сборник поэзии «Сны о Грузии» (1977-1979). Также Ахмадулина – автор множества эссе о выдающихся творческих личностях: Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Владимире Высоцком.
В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за Бориса Мессерера, театрального художника и сценографа, с которым прожила более 30 лет и наконец-то обрела равновесие. Именно в его знаменитой мастерской в конце 70-х годов создавался литературный альманах «Метрополь» — один из первых неподцензурных сборников в СССР, в выпуске которого принимали участие Василий Аксёнов, Андрей Битов, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Виктор Ерофеев.
За сборник «Сад», опубликованный в 1989 году, была удостоена Государственной премии СССР. В 1988 году вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.
А ещё Ахмадулина снялась в двух фильмах: «Живёт такой парень» Василия Шукшина, где она сыграла журналистку, которая пишет о героическом поступке простого парня. Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читает свои стихи о спорте и спортсменах:
Ты – человек!
Ты – баловень природы.
Ты в ней возник, в её добре, тепле,
Возьми себе урок её свободы,
Не обмани её любви к тебе!
Последние годы жизни Беллы Ахатовны были тяжёлыми. За несколько лет до смерти она практически потеряла зрение из-за прогрессирующей глаукомы. Для неё это был практически конец: читать она не могла, выводить на бумаге строчки тоже. Ахмадулина не жаловалась – по признанию близких, была всегда приветлива. Когда её спрашивали про зрение, отвечала: «Я устала смотреть, а всё любимое помню и так».
Умерла поэтесса на даче в Переделкино 29 ноября 2010 года, на 74-м году жизни. А ведь всего за четыре дня до этого ей сделали операцию. Надеялись на восстановление, но сердце не выдержало. Прощание с ней состоялось в столице, в Центральном доме литераторов. Похоронена Ахмадулина на Новодевичьем кладбище.
Спустя три года в городе Тарусе Калужской области был установлен памятник Белле Ахмадулиной. Скульптура в виде женской фигуры, натянутой как струна и устремленной ввысь, установлена на берегу реки Оки рядом с постаментом Марины Цветаевой. Белла часто отдыхала в этом старинном русском городе и черпала здесь вдохновение для написания стихов. Автором памятника стал муж Борис Мессерер. Он также написал в память о поэтессе мемуары «Промельк Беллы». А ещё собрал её стихи и издал четырёхтомник.
- В Белле Ахмадулиной объединились русская, татарская и итальянская кровь. Татарами были её предки по линии отца Ахата Валеевича. Итальянцы, обосновавшиеся в России, присутствовали в роду со стороны матери Надежды Макаровны.
- Ахмадулина любила красиво одеваться, приковывать к себе восхищённые взгляды окружающих и никогда не позволяла себе выйти в свет без тщательно продуманного туалета.
- Владимир Высоцкий в качестве любимого поэта называл Беллу Ахмадулину. Ахмадулина и Высоцкий были дружны, они не раз помогали друг другу в сложных ситуациях. Поэтесса в 1969 году подарила Владимиру Семёновичу свою книгу «Уроки музыки» с подписью о том, что он может располагать её дружбой и приязнью. А позже, когда вышло её издание «Стихи», она тут же подарила один экземпляр Владимиру Высоцкому и его жене, Марине Влади, признавшись в любви им обоим. После смерти барда она написала множество посвящений ему и отчаянно горевала из-за утраты друга.
- Алла Пугачёва не раз говорила о том, что очень любит стихи Ахмадулиной, что они близки ей. Не случайно певица включила в свой репертуар большое количество песен на стихи поэтессы.
- Знаменитая актриса Ия Саввина, которую пригласили озвучить Пятачка в цикле мультфильмов о Винни-Пухе, во время работы в студии ориентировалась на образ Беллы Ахмадулиной.
- Писать и работать Ахмадулина могла где угодно, часто её можно было увидеть записывающей свежие мысли в блокнот, который она всегда носила с собой.
- Помимо признания на родине, высоко ценили Ахмадулину и за рубежом – особенно в Италии, куда вели корни поэтессы по материнской линии. Также она была избрана почётным членом Американской Академии искусств и литературы.
Читайте и перечитывайте Ахмадулину, как гурман, наслаждаясь тонким вкусом и послевкусием её поэзии.
- «Мои товарищи» (1950 г.);
- «Я думала, что ты мой враг…» (1957 г.);
- «В тот месяц май, в тот месяц май…» (1959 г.);
- «Сказка о дожде» (1963 г.);
- «Дождь и сад» (1967 г.);
- «Заклинание» (1968 г.).
Ахмадулина – один из самых тонких и лирических российских поэтов. Она привнесла в поэзию особую свежесть и изысканность. Она — явление, равное по уровню Анне Ахматовой и Марине Цветаевой. И на библиотечной полке Ахмадулина – рядом с Ахматовой.
- Предыдущий Отдел обслуживания и информации читателей приглашает в «Книжное кафе»
- Следующий Час истории «Пленённое детство»
Вам также может понравиться...
К сожалению - Комментарии закрыты