Мини-проект “Доброе слово”: акцент на юного читателя. Думаем, ищем, воплощаем: методические рекомендации

1. Обоснование значимости проекта

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Каждому ребенку нужна семья: в идеале — мама и папа. Ребёнок растёт в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общения, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт.

Каждый ребенок должен жить в уютном доме, полноценно питаться, получить достойное образование, не подвергаться насилию со стороны родителей. У детей существует необходимая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка протекает успешно. Однако бывает и так, что родители забывают о своих обязанностях, мало уделяют внимания детям, не заботятся об их благополучии, ведут аморальный образ жизни. Ребенок признается находящимся в социально опасном положении.

На защиту маленьких граждан встало государство. 24 ноября 2006 года Президентом Республики Беларусь был принят Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», который призван обеспечить защиту прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях.

За последние годы сделано много. Однако проблема детей,  находящихся в тяжелой жизненной ситуации,  ещё далека от решения. Только неравнодушное отношение к проблеме всего общества позволит защитить права детей и создать благоприятные условия для их развития. Как подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «От реализации Декрета должен быть реальный результат. Это судьбы детей, это будущее страны».

2. Описание проекта

Мини-проект «Доброе слово» будет реализован в рамках программы «Благовест» с целью популяризации литературы духовно-нравственного содержания среди детей и подростков, которые находятся в социально-опасном положении и тех, которые нуждаются в государственной защите, а также подростков, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа, организации их досуга.

Название мини-проекта выбрано не случайно. Оно имеет символическое значение.  Доброе слово, сказанное в нужный момент, может круто повернуть жизнь человека и вытащить его из бездны, помочь найти свой путь, отринуть ложные ценности.

Доброе слово, правильное слово особенно необходимо детям и подросткам, состоящим на различных видах учета. Они, как никто другой,  нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал.

Ссоры и скандалы дома, отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика — все это дезорганизует таких детей, влияет на психическое развитие, на сферу эмоций, на манеру общения. Ребенок не знает, какие из его действий получат одобрение, а какие — осуждение и даже наказание. А в результате, не понимает, что такое правильно или неправильно.  Происходит смещение ценностной ориентации в сторону асоциальной деятельности.

Как  библиотека может помочь детям и подросткам, находящимся в социально опасном положении, тем, кто нуждается в государственной защите и тем, с кем проводится индивидуально-профилактическая работа?

Основным средством воспитательной и информационной деятельности библиотек являются книги. Для ребенка, который не видит доброго примера перед глазами, православная литература способна стать инструментом познания мира.

Благодаря духовной литературе дети и подростки, состоящие на различных видах учета,  смогут  учиться на чужих ошибках. Они расширят свои знания,  через книгу познакомятся с разными психологическими типами людей, станут более опытными.

Духовная литература способна развить внутренние качества ребенка. Она является мощным источником воспитания духа и  личности.

3. Цель мини-проекта

Оказание помощи в выборе верных нравственных ориентиров детям и подросткам, находящимся в социально-опасном положении, нуждаются в социальной защите и тем, с кем проводится информационно-профилактическая работа.

4. Задачи мини-проекта

  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям православной культуры детей и подростков, состоящих на различных видах учета.
  • Популяризация духовной литературы среди выше обозначенной категории пользователей.
  • Организация культурного досуга, нацеленного на укрепление их интеллектуального, духовного и физического здоровья.
  • Воспитание чувства ответственности за ближнего, доброты, сострадания, милосердия.
  • Организация и проведение культурно-просветительских мероприятий духовно-нравственной тематики.
  • Создание в библиотеке комфортных условий для организации досуга детей и подростков, состоящих на различных видах учета.
  • Изучение лучшего опыта белорусских, российских, зарубежных библиотек по работе с детьми и подростками, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.
  • Установление и развитие партнерских отношений с учреждениями различной ведомственной принадлежности для создания условий, обеспечивающих психологическую и эмоциональную поддержку детей, состоящих на различных видах учета.

5. Основные направления деятельности

  • Пополнение фондов ГУ «Слуцкая районная центральная библиотека» изданиями духовно-нравственного содержания для детей и подростков.
  • Оформление книжно-иллюстративных выставок, обзоров литературы православной тематики.
  • Проведение массовых мероприятий, которые помогут детям и подросткам разобраться в нахлынувшем потоке информации, помогут приобщиться к духовным ценностям, изучить историю родного края, сформировать традиционную систему ценностей, открыть мир православной культуры и нравственности, показать вечную современность христианских заповедей.
  • Проведение психологических тренингов специалистами.

6. Партнёры по реализации мини-проекта

  • Слуцко-Солигорская епархия;
  • Учреждения культуры отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Слуцкого райисполкома;
  • Учреждения образования управления по образованию Слуцкого райисполкома.

7. Ожидаемые результаты 

Чтение литературы православных авторов, посещение мероприятий детьми и подростками, состоящих на различных видах учета будет содействовать их нравственному развитию, получению правильного жизненного опыта, пониманию ценности жизни, развитию коммуникативных, творческих и познавательных способностей, формированию традиционной системы ценностей, профилактике негативных явлений в подростковой среде.

Крупская Татьяна Александровна,

главный библиотекарь отдела

библиотечного маркетинга