Габриэль Гарсиа Маркес

Габриэль Хосе Гарсиа Маркес… Мощный, озорной, цепкий, — его проза всегда «на взводе», открываешь страницу — хочется рвать и метать, дискутировать, увлекаться, не поддаваться… а все равно поддаешься и озорству его пера, и увлекательной фантасмагории сюжета. Его герой всегда колоритен, он жив, даже когда мертв. Взять его книгу с полки — все равно как опрокинуть на брюки чашку с горячим кофе. Жизнь, смерть, страх, секс, — кажется, будто слова не поспевает за жгучим чувством.

Он появился на свет в небольшом городке Аракатака в большой семье. Вскоре после рождения ребенка отец Маркеса получил должность фармацевта и переехал с супругой в Барранкилью (город на севере Колумбии), оставив маленького «Габито» в Аракатаке на воспитание дедушке и бабушке.

Его ждала нелегкая судьба, но то тепло, нежность и тонкое восприятие мира, которое дарили родные, он пронес через всю жизнь. В детстве Габито (так его звали) любил слушать сказки и предания, которые бабушка рассказывала ему каждый день. Вот откуда великая мудрость и глубина произведений повзрослевшего Маркеса. Он вырос в любви. У дедушки всегда находились нужные ответы на все важные вопросы внука, а бабушка точно знала, чем его накормить и как утешить. Все теплые чувства, бережное отношение к человеку, любовь и понимание нашли отражение в его авторских работах.

В школе Гарсиа Маркес был робким ребенком, увлекающийся написанием юмористических стихов и рисованием комиксов. Серьезного молчаливого ребенка, которого не интересовали игры и спорт, одноклассники прозвали «El Viejo» («Старик»).

В годы учебы в колледже в Сан-Хосе Гарсиа Маркес опубликовал свои первые стихи в школьном журнале. Позже благодаря предоставленной правительством стипендии Габриэль был отправлен на учебу в иезуитский колледж в Сипакире, городке недалеко от Боготы, где юноша значительно преуспел в различных видах спорта, став капитаном команды Liceo Nacional Zipaquir? в трех дисциплинах: футболе, бейсболе и беге.

После его окончания школы в 1947 году Гарсиа Маркес стал студентом Национального университета Колумбии – выбор юридического факультета был сделан в угоду отцу. Однако Габриэль продолжал грезить о писательстве, желая создавать произведения, похожие по стилю на рассказы его деда.

Жизненный путь Габриэля Хосе Гарсиа Маркеса

Гарсиа Маркес И он осуществил свою мечту! Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем, получившим Нобелевскую премию в 1982 году «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Жизнь такого человека не могла быть скучной. Лауреат «Нобелевки», автор неизменных хитов вроде «Ста лет одиночества», «Осени патриарха», «Любви во время холеры». Переиздания, переводы, экранизации, премии…

Но прославил его роман «Сто лет одиночества».

«Сто лет одиночества» произвел фурор в литературном мире. Первые тиражи романа разошлись за считанные недели; он был признан «шедевром латиноамериканской прозы», и вскоре переведен на основные европейские языки. Газета New York Times писала, что «Сто лет одиночества» вторая для обязательного прочтения книга после «Библии».

И хотя роман «Сто лет одиночества» не был дебютной книгой Маркеса, но он стал громом среди ясного неба. Явился роман, который никто никогда не читал, потому что его никто никогда не писал. Это была и семейная сага, и исторический эпос, и магическая фантастика, это были и психология, фольклор, комедия и трагедия, — всё это в одном флаконе, и всё удивительно легко читалось, развлекало, увлекало, наводило на размышления, и застревало в памяти и в воображении на всю жизнь.

Замысел этого произведения, принесшего Маркесу наибольшую известность и коммерческий успех, сложился в январе 1965 г.; после чего писатель на полтора года заперся в своем кабинете, продав машину и переложив все хозяйственные заботы на жену. В результате он стал самым состоятельным писателем Латинской Америки, а в один из своих приездов в СССР, когда Леонид Зорин спросил, нет ли у него проблем с цензурой, скромно сказал: «Я – национальное достояние».

Описывая события 100-летнего периода из жизни шести поколений семейства Буэндиа, автор прослеживает, как из жизнерадостных завоевателей они превращаются в опустошенных невротиков, уныло влачащих на земле безотрадное существование. В истории одного семейства показана история развития всего человечества, как мир отражается в капле росы. В жизни героев размыты грани между реальностью и мистикой, между добром и злом. В конечном итоге, одиночество, присутствующее в большинстве произведений Маркеса, — тот финал, который ожидает человека на земном пути. После смерти последнего из Буэндиа свирепый ураган сметает с лица земли прогнивший опустевший Макондо.

Сага семейства Буэндиа — второй по популярности текст на испанском языке во всем мире (первый — «Дон Кихот» Сервантеса). Это — образец жанра «магический реализм», ставшего своего рода брендом, объединяющим совсем разных авторов, таких как Борхес, Коэльо и Карлос Руис Сафон.

МаркесИнтересно то, что сам Маркес не считает «Сто лет одиночества» лучшим своим произведением: «Однажды я ехал в Женеву, поездом ехать часов двенадцать. Читать было нечего, а у меня с собою был экземпляр «Ста лет одиночества» — я вез его друзьям. И вот я стал читать собственный роман. Всей книги не одолел, прочел три или четыре главы… Когда написал ее, был уверен, что это — лучшая в мире книга. Но когда читал в поезде, стало ужасно стыдно: я понял, что мне не хватило времени написать ее как следует. Я просто-напросто пересказал ее. У меня тогда было очень мало времени, я должен был закончить книгу к определенному сроку. С «Осенью патриарха» было совсем иначе, на эту книгу у меня было семь лет, я мог работать спокойно. А времена «Ста лет одиночества» были трудные, и я даже вот что сделал — выбросил историю жизни двух поколений Буэндиа». Именно об «Осени патриарха» (1975), Маркес говорил как о книге, благодаря которой его будут помнить еще многие десятки лет.

Михаил Веллер вспоминает: «Маркес был очень хорошим человеком — по-латиноамерикански легок, весел… И когда после получения Нобелевской премии ему сказали — «Ну, сеньор Маркес, наконец-то вы стали богатым!», он ответил — «Нет, я бедный человек, у которого временно завелись деньги». У Маркеса всегда было хорошее настроение, и у других от общения с Маркесом и от чтения его произведений делалось хорошее настроение».

Невероятный темперамент Маркеса сумел переплавить и слить в единый поток предания инков, молитвы испанцев, национально-освободительные мифы, партизанские песни и политические лозунги. Именно благодаря Маркесу мир знает, чем кончаются сто лет одиночества, и какая бесконечная свинцовая осень патриарха проступает вслед за ними.

КНИГИ Габриэля Хосе Гарсиа Маркеса В НАШИХ БИБЛИОТЕКАХ