Слуцкий городской Дом культуры находится в самой древней части Слуцка, исторические названия которой последовательно приходили на смену одно другому, – «Детинец», «Град», «Капец», «Верхний замок», «Соборная горка», «Безбожная горка», «Большая горка». Именно здесь возник город Слуцк, здесь находился Слуцкий замок князей Олельковичей.
Возведение Дома культуры началось в конце 1930-х годов. К началу войны были выведены фундамент и первый этаж. Во время войны оккупанты оборудовали в недостроенном здании мощный оборонительный узел, связанный переходом с бывшим бернардинским монастырём. До мая 1946-го здание было отдано воинской части. 6 ноября 1951 года состоялось открытие Дома культуры. В нём имелись актовый зал, бильярдная, кружки по интересам. До 1966 года в Доме культуры размещался Слуцкий краеведческий музей. В 1985-1987 гг. велось строительство нового здания Дома культуры. C 2017 года в старом здании Дома культуры располагается Дворец бракосочетаний. Сегодня Слуцкий городской Дом культуры является центром культурно-массовой и просветительской работы.
Являясь образцом современного зодчества, с чётко выраженными прямоугольными формами основных и дополнительных объёмов, здание Дома культуры создаёт один из самых значительных архитектурных акцентов в нынешней застройке городского центра.
Княгиня Анастасия родилась в Мстиславле в 1473 году. Происходила из рода православных князей Мстиславских. После того, как она становится княгиней Слуцкой, вся ее деятельность направлена на борьбу с татарами. Из источников того времени известно, что княгиня лично участвовала в боях за свой город. Мужество и отвага Слуцкой княгини поражала её современников. Но не только ратными делами прославилась Анастасия Слуцкая. Она взяла на себя все заботы по восстановлению разрушенного от набегов города. По приказу княгини Слуцкой в городе развернулись большие строительные работы, были восстановлены здания, вместо старой возведена новая замковая Успенская церковь, изменилась планировка города.
В 1524 году Анастасии не стало, однако слава о ней жива по сей день. О прекрасной княгине-воине слагают песни и легенды, снимают фильмы, пишут книги.
Ещё в начале ХХ столетия в церкви слуцкого православного Свято-Троицкого монастыря наравне с иконами были помещены выполненные в иконописной манере портреты слуцкого князя Семёна Олельковича и его жены Анастасии Ивановны.
На киностудии "Беларусьфильм" в 2003 году был создан художественный фильм "Анастасия Слуцкая". Режиссёр: Юрий Елхов, автор сценария: Анатолий Делендик, роль Анастасии Слуцкой исполнила Светлана Зеленковская.
В сентябре 2016 года в Слуцке у входа в Дворец бракосочетаний был установлен памятник Анастасии Слуцкой. Памятник является собирательным образом княгини в воинском облачении. Она удерживает впереди себя обеими руками меч
В 2018 году на сцене Большого театра Беларуси состоялась премьера балета «Анастасия» на музыку современного белорусского композитора Вячеслава Кузнецова.
Это учреждение образования было основано по инициативе государственного деятеля Великого Княжества Литовского Януша VI Радзивилла, который 20 мая 1617 г. издал грамоту об учреждении в Слуцке евангелического храма и училища при нем. В 1624 г. по приказу его брата Криштофа Радзивилла училище преобразовывают в гимназию Слуцкая гимназия просуществовала с некоторыми изменениями названия, организации и управления до Октябрьской революции. После революции гимназия становится городской семилетней школой № 1. 1 сентября 1998 г. школа получает статус городской гимназии, который сохраняется по настоящее время.
Здание построено в стиле классицизма. Ему присущи строгая симметрия, четкие прямоугольные линии и формы. Арки поднимают своды и придают зданию торжественность. Сегодня лишь один из корпусов сохранился в первозданном виде. Деревянное здание до наших дней не дожило. В 1829-38 гг. старое деревянное здание заменило новое каменное строение, построенное по проекту Кароля Подчашинского. Новое помещение было двухэтажным и рядом была построена башня, разрушенная в годы Великой Отечественной войны.
Проект гимназии сохранился до настоящего времени. Здание является памятником архитектуры эпохи классицизма, в настоящее время в нём находится один из корпусов гимназии.
Монумент установлен в Слуцке в честь подвига воинов 1-го Белорусского фронта под командованием К. Рокоссовского, освободивших город от немецко-фашистских захватчиков 30 июня 1944 г.
Памятник воинам-освободителям был установлен в центре Слуцка в сентябре 2005 г. Авторы работы: Александр Крохолёв и Владимир Теребун совместно с архитектором Ириной Лесниковой. В основе памятника обобщённый образ солдата-победителя. Установлена скульптура на высокий круглый постамент в виде колонны, расположенной в центре круглой площадки, на ступенях которой расположены плиты с памятными надписями.
София Слуцкая (01.05.1585— 19.03.1612) – последняя представительница рода князей Слуцких и Копыльских — Олельковичей, Жизнь и деятельность Софии Слуцкой была посвящена церковным делам и благу православной церкви Слуцка. На тот момент на территории Беларуси православие находилось под запретом и жестоко преследовалось властями. Княжна София стала на защиту православной веры на территории Слуцка. Благодаря этому Слуцк остался единственным городом Великого княжества Литовского, оставшимся независимым от Рима. Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству и жителям города. 3 апреля 1984 года святая праведная София Слуцкая была включена в Собор Белорусских святых.
С24 сентября 2000 г. открыт и освящен памятник Софии Слуцкой. Авторами памятника являются скульптор Михаил Иньков и архитектор Николай Лукьянчик.
СПамятник представляет собой отлитую из бронзы фигуру святой, а также высокую арку, находящуюся у княжны за спиной, состоящую из трех «лепестков». На шести гранитных плитах изображены утраченные Слуцкие храмы. В правой руке София держит православный крест. Важной деталью в композиции является жест левой руки Софии. Он призывает остановиться и задуматься на мгновение о быстротечности бытия, о предназначении и жизни человека. Белая арка за спиной символизирует христианскую церковь. Взор святой обращён в ту сторону, где стоял Троицкий монастырь (окончательно разрушен после Великой Отечественной войны). В нём, оставшись сиротой, княгиня София воспитывалась, а позже покровительствовала обители. Вес скульптуры — 4 тонны, материал — бронза.
Часовня находится у моста через реку Случь по улице М. Богдановича. На месте часовни в Слуцке ранее находилась Варваринская церковь. В конце XVIII века она сильно пострадала при пожаре и была разрушена. Название церкви и все уцелевшее передали в новую церковь, которую отстроили в другой части города на кладбище. Новый храм простоял до 1962 года и тоже сгорел. В 1996 году на месте первоначальной святыни построили деревянную часовню в честь христианской великомученицы Святой Варвары.
Идея поставить каплицу в честь святой мученицы возникла у отца Михаила Вейго, который был благочинным Слуцкого округа, настоятелем Свято-Михайловского собора. Проектом часовни занимался архитектор Александр Веречев, и помогал ему в этом отец Михаил. В строительстве святыни использовалось дерево. Высота сооружения составляет 14,5 метров.
В 2012 году, накануне празднования 400-летия представления святой Софии, княгини Слуцкой, были проведены работы по благоустройству Свято-Варваринской каплицы. Основные черты строения не изменились. Оцинкованная железная крыша обрела темно-зеленый оттенок (был серый), луковички куполов изменили форму и стали золотистыми, стены пропитали защитным составом. Часовня отлично вписывается в местность и является настоящим украшением набережной.
Наибольший расцвет в изготовлении шелковых поясов в Беларуси в XVIII веке получили так называемые «Слуцкие пояса». Название происходит от Слуцкой шелкоткацкой мануфактуры, где сложилась местная стилистика шелкового пояса с металлическими нитками (серебряными и золотыми) под влиянием ткача восточного происхождения Яна Маджарского. Он перенёс в Речь Посполитую восточную традицию изготовления шелковых поясов и научил своему мастерству местных ткачей. Середник украшался поперечными полосами с растительным или геометрическим орнаментом. Изображения на концах поясов изготавливались в виде стилизованных букетов цветов. Пояс украшался бахромой. На кайме помещали ткацкую марку с именами мастеров («Ян Маджарски», «Лео Маджарски») или местом изготовления («Слуцкъ», «Въ грдъ Слуцкъ»). Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метров, а ширина от 30 до 50 см.
Слуцкая мануфактура внесла ценный вклад в европейское искусство ткачества – выработала свои тип пояса. Высокий технический и художественный уровень изготовления содействовал широкому распространению именно этого типа пояса на территории Речи Посполитой и далеко за ее границами.
Музей истории слуцких поясов входит в состав производственно-культурного комплекса РУП «Слуцкие пояса». Музей состоит из нескольких зон. В первой – «Пласты истории» можно увидеть представителей разных мировых цивилизаций в определенные периоды истории. В зоне «Слуцкий пояс» представлен оригинал и копия слуцкого пояса. В зоне «Фрагмент дворца Радзивиллов» можно увидеть, как жили представители знатного рода. Зона «Мануфактура» даёт представление о состоянии производства XVIII–XIX вв. «Народная зона» знакомит посетителей с бытом обычных людей. В музее можно увидеть станок немецкой фирмы Mageba, сделанный по специальному заказу и не имеющий аналогов в мире
В 2013 г. в Слуцке была установлена композиция «Возрождение слуцкого пояса» и скульптура «Ткач». Автор работ - скульптор Сергей Гумилевский.