31 мая 2022 года — 130 лет со дня рождения Константина Паустовского (1892-1968)

  «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь же мне напоследок. Я приму эту улыбку как величайший и незаслуженный дар и унесу ее с собой в тот непонятный мир, где нет «ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

                                                                 К. Паустовский «Последняя глава»

1Константина Георгиевича Паустовского называли Волшебником. Он  умел писать так, что у человека, читающего его книги, становились волшебными глаза. Прекрасно описанные маленькие теплые озера, грибные леса, старые заброшенные дачи с какими-то музыкальными шкатулками на чердаках. Наверное, многие девчонки и мальчишки, чьё детство прошло за чтением книг Паустовского, согласятся с Дмитрием Быковым:           «…Понимаете, что всё-таки у Паустовского было хорошо? У него всё пахнет, всё живое, он был замечательно пластичным. «Барсучий нос», «Мещёрская сторона», вот эти все упоительные рассказы, «Корзина с еловыми шишками», «Ручьи, где плещется форель», — это же детство моё…».

Родился Константин Паустовский 31 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного служащего. Отец был потомком запорожского казака, 2гетмана Петра Сагайдачного. Одна его бабушка – турчанка, привезённая в Россию во время русско-турецких войн, а другая, по матери, была полькой, ревностной католичкой. Помимо Кости, в семье было ещё трое детей.   Несмотря на совсем не творческую профессию, отец будущего писателя был неисправимым романтиком, мечтателем. Он не выносил никаких тягостей, забот. За ним установилась слава человека бесхарактерного, легкомысленного, неисправимого фантазёра. И-за этого отец долго не жил на одном месте. После Москвы он служил в Пскове, Вильно. И, наконец в 1898 году семья останавливается в Киеве. Мать же, наоборот, нрава была крутого и сурового, особенно, если это касалось воспитания детей. Вся семья Паустовских любила театр, пробовали себя в пении, увлекались3 игрой на рояле.

 Первая киевская классическая гимназия – одно из лучших учебных заведений города, куда в 1904 году поступил Константин. Вместе с мальчиком в то время в гимназии учились Михаил Булгаков, Александр Вертинский. В школьные годы Паустовский увлекался чтением, любил географию. Не удивительно, что первые творческие сочинения пришлись на время учёбы в гимназии.

В 1908 году, когда Костя учился в шестом классе, семья распалась. Денег катастрофически не стало хватать. Ведь и учеба в гимназии была платной. С этого времени будущий писатель начал заниматься репетиторством. Ему было всего 17 лет.

4В последние гимназические годы Паустовский начал писать стихи. Они,  конечно, подражательны, таинственно туманны, но уже в них есть свежие эпитеты, интерес к слову. Написав ворох стихов, которые его не удовлетворяли, Константин почувствовал искушение попытать свои силы в прозе. В 1911 году, в последнем классе гимназии, его первый рассказ «На воде» был напечатан в киевском литературном журнале «Огни» под псевдонимом К. Балагин. Через год в журнале «Рыцарь» был напечатан рассказ Паустовского «Четверо» уже под своим именем.

В 1912 году юноша получил аттестат зрелости и поступил в Киевский университет на5 историко-филологический факультет. Через два года, в 1914 году молодой человек переезжает в Москву и начинает учиться в Московском университете на юридическом факультете. Но закончить учёбу ему не удалось, началась Первая мировая война. Паустовский становится вожатым и кондуктором трамвая. Освобождённый от воинской повинности по зрению и как младший сын в семье, он всё таки настоял на том, чтобы попасть на фронт. В октябре 1914 года Паустовский узнал о формировании в Москве тыловых санитарных поездов и поступил санитаром в одну из бригад. Санитары забирали раненых в Москве и развозили их по глубоким тыловым городам: Ярославль, Нижний Новгород, Арзамас, Тамбов, Симбирск, Самара. Через год Паустовского и его команду перевели из тыловой в полевую: теперь он подбирал раненых вблизи полей боя в Польше, Украине и отвозил их в Гомель и Киев.

6Написав несколько очерков о войне, Паустовский вновь вернулся к сочинению стихов. И однажды решил их кому-нибудь показать. Выбор пал на Бунина. Иван Алексеевич посоветовал автору заняться прозой. И вот с тех пор Константин Георгиевич раз и навсегда последовал этому совету.

В годы гражданской войны Паустовский участвовал в боях с  петлюровскими бандами, потом ходил в море, стал журналистом, сотрудничал в газетах Москвы, Батуми, Одессы. Какие только газетные специальности он не перепробовал: репортёр, разъездной корреспондент, очеркист, правщик. В 20-е годы прошлого века в Одессе сотрудничал в маленькой газете «Моряк». Газета была форматом со страницу альбома. Когда не хватало газетной бумаги, её выпускали на обёрточной бумаге чайных бандеролей разного цвета, иногда на синей, иногда на розовой. В это же самое время свою литературную деятельность начинали Олеша, Катаев, Багрицкий. Денег, естественно, не хватало, и сотрудники редакции получали зарплату «натурой»: кривыми перламутровыми пуговицами, твёрдой, как камень, синькой, заплесневевшим кубанским табаком, обмотками из вельвета. Время было голодное и весёлое. Но, несмотря на все трудности, газета привлекла к себе литераторов, которые через несколько лет составили славу советской литературы.

В 1923 году Паустовский перебрался в Москву, поступил на службу в РОСТА, предшественник ТАСС. Он был уже достаточно зрелым и опытным журналистом. К этому времени Константин Георгиевич остался один. Когда он ещё учился в гимназии, умер отец, в Первую мировую войну в один и тот же день на разных фронтах погибли два его брата. В Киеве от воспаления лёгких умерла мама, а через неделю – сестра. В Москве Паустовский начал работать в газете «Гудок». В этой транспортной газете по-особенному делалась четвёртая страница. Она состояла из коротких фельетонов, сатирических стихотворений, острых реплик. Над одним из столов висел плакат: «Пусть статья говорит за автора, а не автор за статью». Под плакатом трудились два литературных сотрудника, о которых рассказывали, что когда все покидают редакцию, они остаются и пишут роман. Так говорили о тогда ещё никому неизвестных Ильфе и Петрове.

Первая книга Константина Паустовского «Морские наброски» вышла в 1925 году, в неё вошли ранее написанные очерки и рассказы. Появилась она в издательстве водников и не обратила на себя внимания. Следующая книга «Минетоза» увидела свет в 1927 году. На неё обрушились с критикой. В 1928 году выходит сборник «Встречные корабли».

Самым характерным из ранних произведений Паустовского считается роман «Блистающие облака», написанный в том же 1928 и вышедший в харьковском «Пролетарии» в 1929 году, который по манере письма и по характеру близок творчеству Грина, одного из любимых писателей Константина Георгиевича.

 Первой попыткой создать большое произведение был роман «Романтики». Ещё в 1916 году в Таганроге Паустовский7 написал его первые страницы. Переезжая с места на место, он возил его с собой, и постоянно дополнял. Опубликован роман был только в 1935 году, когда Константин Паустовский был уже автором «Кара-Бугаза» и «Колхиды».

В 30-е годы друг за другом вышли ещё три новые книги писателя: «Кара-Бугаз» в 1932 году, «Колхида» в 1934 году и «Чёрное море» в 1936 году. Во всех этих произведениях основной сюжет – познание и преобразование родной страны. За короткий срок книги были переведены на языки народов СССР и мира. Их высоко оценили Максим Горький и Ромен Роллан.

8В эти годы Паустовский много работает, создаёт очерки для «Правды», журналов «30 дней», «Наши достижения». Именно в журнале «30 дней» в 1933 году, №11-12, был напечатан гениальный рассказ «Соранг».  Произведение было написано поздней осенью в писательском доме отдыха в Малеевке. Однажды несколько отдыхавших там писателей решили устроить шуточный конкурс на самое быстрое написание рассказа. Паустовский написал рассказ «Соранг» за полтора часа.

В конце 30-х годов Паустовский покидает юг и открывает для себя в Подмосковье неведомую и заповедную землю – Мещёру. По признанию писателя, это произошло случайно – увидел на обрывке географической карты, в которую ему завернули пачку чая в магазине. На карте Паустовский нашёл всё, что ему нравилось в природе средней полосы: леса, озёра, реки, заброшенные дороги. «Я в тот же год поехал в Мещёру, и с тех пор этот край стал второй моей родиной. Там до конца я понял, что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине. Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край».

Паустовский обязан Мещёре повестью «Мещёрская сторона» (1939 год) и знаменитыми рассказами о природе, с которыми многие читатели познакомились в школе – «Заячьи лапы» и «Барсучий нос». В учебниках по литературе произведения автора скорее выделены факультативно, чем обязательны для прочтения. Очень жаль. Ведь его произведения были глотком кислорода для 40-х – 50-х годов.

Во время Великой Отечественной войны писатель отправляется военным корреспондентом на Южный фронт. Затем через полтора месяца возвращается в Москву и вновь работает в ТАСС. Период с 1941 по 1942 годы Паустовский провёл в эвакуации в Казахстане, где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом.

Его прекрасные военные рассказы стоят рядом с произведениями Шолохова, Васильева, Астафьева.  Маленький рассказ9 «Робкое сердце» (1943 год) по силе эмоционального и художественного воздействия на читателя можно поставить в один ряд с «Судьбой человека» Михаила Шолохова. А солдатский рассказ «Похождения жука-носорога» (1 мая 1945 года) стоит  включить в семейную библиотеку. Именно на таких произведениях нужно воспитывать будущих патриотов страны.

Библиотекари военной поры вспоминали, что в те страшные годы произведения Паустовского завоевали особенную популярность. Наверное, это произошло потому, что в годы войны необыкновенно обострилась любовь к своей стране, это заставляло по-новому перечитывать произведения, ей посвящённые.

Автобиографическая «Повесть о жизни» была задумана давно, а первая её книга — «Далёкие годы» — вышла в 1946 году. Через девять лет вышла в свет вторая книга – «Беспокойная юность», а в 1957 году третья – «Начало неведомого века». Следующие три книги автобиографической повести были написаны: в 1958 году – «Время больших ожиданий», в 1959 – 1960 годах – «Бросок на юг», в 1963 году – «Книга скитаний». Написав «Книгу скитаний», Паустовский не считал цикл законченным. Он собирался довести повествование до 1950-х годов. Но смерть поставила точку в этой работе. Седьмую книгу Константин Георгиевич хотел назвать «Ладони на земле».

 10Паустовский прежде всего новеллист. Он пришёл в литературу с рассказом, этому жанру он остался верен на протяжении более 50 лет литературной деятельности. Замечательные его рассказы «Старый повар», «Телеграмма», «Снег», «Равнина под снегом», «Ручьи, где плещется форель», «Дождливый рассвет». Одна из лучших лирических новелл писателя – «Корзина с еловыми шишками». Каждый год в день рождения Паустовского на его могиле появляется корзина с еловыми шишками.

«Золотая роза» — это не художественная книга, она о писательстве. Но в вашей подборке добрых книг для хорошего настроения она обязательно должна быть, поскольку пропитана добротой насквозь. В Паустовском так много любви! Он очень любил людей, любил то, чем занимался, любил коллег по перу, любил слово. Благодаря Константину Георгиевичу авторы, о которых он пишет в книге, становятся близкими людьми. Поэт и литературный критик Константин Кедров писал о11 «Золотой розе»: «… Не прочесть в юности «Золотую розу» — это всё равно, что не совсем родиться…».

 Нельзя не сказать о безусловной человеческой порядочности Паустовского, его огромной роли в создании сборника «Тарусские страницы», его рыцарства при защите Заболоцкого и Окуджавы. Константин Георгиевич не боялся заступаться за тех, кого считал талантливыми.

В последние годы жизни Паустовский преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы. Среди его учеников были Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Владимир Тендряков, Юрий Казаков, Инна Гофф и многие другие писатели.

Язык Паустовского – это поэзия прозы, особенные простые слова, музыка в каждом 12предложении. Не найти второго писателя, так владеющего русским языком. Его доброта, тепло и любовь к жизни, миру, к природе – это лучшее, что можно передавать детям. Как хорошо, что он так много успел написать! Повести, рассказы, романы, сказки, пьесы, публицистику, цикл рыболовных заметок, даже стихи.

 Умер Константин Георгиевич 14 июля 1968 года в Москве. Хоронили его в Тарусе, где он провёл последние годы жизни. Звучала «Аве Мария». Таруса любила Паустовского, и он любил маленькую цветаевскую Тарусу. Но сначала с ним прощалась Москва. Это были народные похороны, народное прощание с добрым и любимым писателем, настоящим патриотом своей земли. «Нет, человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца!».

                                       

Интересные факты:

  • Паустовский был страстным любителем рыбалки и большим знатоком рыбной ловли. Он считался первым рыбаком среди писателей, а рыболовы называли его вторым после Сергея Аксакова писателем среди рыболовов.
  • Вместе с Корнеем Чуковским писатель спас от сноса 116 деревянных церквей Карелии.
  • Константин Георгиевич считал, что настоящий писатель должен быть очень эрудированным человеком, поэтому сам всегда продолжал учиться и узнавать новое.
  • Писал Паустовский только от руки. Причём делал он это не по старой привычке, а потому, что считал творчество делом интимным, а машинка для него была как бы свидетелем или посредником.
  • Писал Константин Паустовский очень быстро – солидного объёма повесть «Колхида» была написана всего за месяц.
  • Сейчас некоторые произведения писателя входят в обязательную школьную программу по литературе как образцы пейзажной прозы.
  • Рассказ Паустовского «Телеграмма» настолько полюбила Марлен Дитрих, что, встретившись с автором, не нашла лучшего изъявления своего почтения, чем опуститься перед ним на колени и поцеловать ему руку.
  • Всемирное признание пришло к писателю в 1950-х годах, когда он получил возможность выезжать за границу. В 1960-е годы Паустовский был самым популярным писателем в СССР.
  • Книги Паустовского были переведены на множество языков. Только во Франции было издано больше десятка его произведений.
  • Константин Паустовский трижды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
  • По произведениям Паустовского были сняты десятки художественных фильмов, мультфильмов и сериалов.
  • Дома-музеи писателя есть в Москве, Киеве, Крыму, Тарусе, Одессе и посёлке Солотча Рязанской области, где он жил. В Одессе и Тарусе установлены памятники Паустовскому.
  • В честь писателя в 1978 году была названа малая планета под номером 5269.

С чего же начать читать Паустовского, чтобы моментально влюбиться раз и навсегда. Творческое наследие писателя, к счастью, огромно:

  1.  Кара-Бугаз (1932 г.);
  2. Соранг (1933 г.);
  3. Колхида (1934 г.);
  4. Чёрное море (1936 г.);
  5. Ручьи, где плещется форель (1939 г.);
  6. Робкое сердце (1943 г.);
  7. Похождения жука-носорога (1945 г.);
  8. Телеграмма (1946 г.);
  9. Корзина с еловыми шишками (1954 г.);
  10. Золотая роза (1955 г.).

Мы думаем, что каждый почитатель творчества Константина Паустовского, как и мы, радуется тому, что произведения любимого писателя не только перечитываются и цитируются, но и вдохновляют. А вдохновение, как писал Константин Георгиевич в «Золотой розе» — «не должно исчезнуть бесплодно, не одарив собою людей».

Вам также может понравиться...

К сожалению - Комментарии закрыты