22 января 2019 года – 115 лет со дня рождения Аркадия Гайдара (1904-1941)

«Он был жизнерадостен и прямодушен, как ребенок.Гайдар
Слово у него не расходилось с делом, мысль — с чувством, жизнь — с поэзией.
 Он был и автором, и героем своих книг».
С.Маршак

Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают лётчики — привет Мальчишу!
Пробегут паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!

Эти строки были знакомы всем советским школьникам, ведь по гайдаровской «Сказке о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» было снято не только два художественных фильма и один мультфильм, но также составлен диафильм, а игрушечные фигуры Мальчиша можно было купить почти в любом магазине детских товаров. Само произведение было включено в обязательную программу по литературе.

Не менее сильно на советских детей повлияла книга «Тимур и его команда», главными героями которой являются ребята, следящие за общественным порядком и помогающие всем нуждающимся. Впервые повесть была опубликована в 1940 году, а после войны по стране распространилось тимуровское движение, главной задачей которого была безвозмездная помощь пенсионерам и ветеранам.

Гайдар

«Четвёртый блиндаж», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Голубая чашка», «Горячий камень», «Бумбараш» — все эти книги моментально становились классикой русской литературы для детей и подростков.

Аркадий Петрович ГоликовАркадий Петрович Голиков родился в небольшом городке Льгов Курской области. Отец его — школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать — Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, дворянка не слишком знатного рода (приходилась шестиюродной правнучатой племянницей М.Ю. Лермонтову), работала сначала учительницей, позже фельдшером. В семье после рождения Аркадия появилось еще трое детей — его младшие сестры. Родители будущего писателя были не чужды революционных идей и даже участвовали в революционных событиях 1905 года. Опасаясь ареста, в 1908 году Голиковы оставили Льгов, и с 1912 года жили в Арзамасе.

Именно этот город будущий писатель Аркадий Гайдар считал своей «малой» родиной. До пятого класса он учился в реальном училище, после чего попытался вслед за отцом убежать на фронт Первой мировой войны. В тот раз у него ничего не получилось, но запал остался. В возрасте 13 лет Аркадий участвовал в митингах, патрулировал улицы и служил рассыльным у большевиков, год спустя он вступил в партию.

Решением Арзамасского комитета РКП(б) от 29 августа 1918 года Голиков был принят в партию «с правом совещательного голоса по молодости и впредь до законченности партийного воспитания». Столь пылкому отношению к революционным преобразованиям способствовала обстановка в семье — перед смертью мать завещала ему не щадить своей жизни за власть Советов.

Вечная легенда о том, что в 14 лет Гайдар командовал полком, не имеет под собой никаких оснований. В 14 лет он был всего лишь адъютантом крупного железнодорожного начальника. Потом попал на курсы командиров, причём не полка, а роты. Полк получил в 16 лет, когда Гражданская война уже была на исходе. А то, что он в 15 лет участвовал в бою и взял на себя командование вместо убитого старшего друга, мы все помним по школе и прекрасно понимаем, что ни о каких командирских навыках это говорить не может. Просто человек в 15 лет оказался на Гражданской войне и принял управление вместо того, кто был убит на его глазах. В такое время о тактических данных не спрашивали.

Надо сказать, что Гайдар, хотя и не имел строгого военного образования – ведь ему вручили удостоверение красного командира, когда ему было 15 лет, — сохранил на всю жизнь это удивительное детское милитаристское мышление.

В 1919 году Голиков стал командиром, в 1920 — комиссаром штаба. В 17-летнем возрасте он знал о военном деле больше, чем многие полководцы. В 1921 году получил звание командира отделения полка. Голиков воевал на разных фронтах (в Сочи, на Дону, на Кавказском фронте), где он переболел тифом, был ранен и дважды контужен. В 1922 году был отправлен подавлять антисоветское восстание в Хакасию, где его обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями. Голикова лишили должности и исключили из партии.

В 21 год Аркадию захотелось рассказать о пережитом. Он переезжает в Пермь, где в газете «Звезда» и других изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ «Тайна горы», отрывок из повести «Рыцари неприступных гор» (другое название – «Всадники неприступных гор» (1927), поэму «Пулемётная пурга».

Здесь 7 ноября 1925 года увидело свет первое его произведение «Угловой дом», подписанное псевдонимом Гайдар. История псевдонима — это особая статья, потому что его вечная расшифровка — «всадник, скачущий впереди», никакого отношения к реальности не имеет. Ещё в старом фильме по сценарию молодого Лунгина «Конец императора тайги» девушка, в которую влюблён 16-летний Гайдар, говорит ему, когда он себя называет «хайдар Голиков», «командир Голиков», говорит, что «хайдар» не командир, «хайдар» означает «ты куда?». И вот этот вопрос «ты куда?», который он постоянно своим псевдонимом к себе обращает, гораздо точнее соответствует сущности его прозы.

Хотя «Гайдар», как он сам это расшифровывал, есть не что иное, как краткая шифровка его данных. Его любимым героем всю жизнь был Д’Артаньян, так вот «г» — это «Голиков», «ай» — сокращение от «Аркадий», а «д’ар» — «из Арзамаса». Отсюда «Гайдар» — такая краткая шифровка. Но то, что он подслушал это имя где-то в хакасских своих экспедициях, безусловно.

Журналистика благополучно кормила его до 1932 года, в 1932 году он уже переходит на постоянную писательскую работу, но и тогда остаётся неутомимым странником, путешественником, который захватывает пространство.

Стилистов, равных Гайдару, российская проза не знала, пожалуй, со времён Грина. В некотором смысле Гайдар и есть его прямой наследник. Когда Грин к концу жизни почувствовал усталость и уже к 1929 году ощущал, что ему нет места в литературе, на смену пришёл его прямой наследник с той же манией дальних странствий, с той же любовью к прозе Густава Эмара и Луи Буссенара, с той же удивительной психологической точностью и достоверностью, и с той же немного детской жестокостью, которая есть и в Грине, и от которой не спрячешься.

повесть «В дни поражений и побед»Гайдар начал как взрослый писатель, его первая повесть «В дни поражений и побед» была разругана — может быть, справедливо — за штампы, за клишированность, за дешёвый романтизм. А вот по-настоящему он начал проявляться с довольно неожиданного цикла «Бочка», который появился у него в 1927 году, когда он, журналист, отправился отдыхать в Пятигорск. Там ему стало скучно, он взял билет до Харькова, на что хватало денег, а дальше отправился в пешее путешествие по Украине: нанимался шахтёром в Донецке, сторожил отару овец, общался с геологами. В общем, такой горьковский вариант «по Руси». Он так прошёл по Украине. И тут он понял, что именно эта стихия бесконечного путешествия, стихия бездомия, даёт ему замечательный материал. Ведь всё, что написал поздний Гайдар, зрелый Гайдар, как ни странно, о путешествиях. О человеке, которому не сидится дома, которому дома плохо, который в дом не вписался, о человеке, который отправился странствовать и где-то далеко нашёл что-то своё.

Ведь главная сказка Гайдара, которую записал за ним Кассиль, была сказка о Синегории — он выведен в «Дорогих моих мальчишках» под именем Гай. Сказка о том, как люди уходят искать своё счастье в страну Синегорию. Её нет ни на одной карте, но дойти туда можно.

 Вот эти «Синие звёзды», ещё одна повесть Гайдара, которая была жесточайшим образом обругана и не напечатана, только в наши дни мы можем её почитать, «Дальние страны», все эти таинственные и непостижимые земли, в которых живёт Мальчиш-Кибальчиш, все эти цели далёких и бесконечных странствий, в которые отправляются Чук и Гек или герой «Голубой чашки» со своей Светланой, — всё ведь это истории бродяжничества. И вот в этом постоянном бродяжничестве, как ни странно, Гайдар себя нашёл. Не было менее осёдлого писателя в России: вообще для того, чтобы что-то написать, ему нужно было уйти, уехать, долгое время постранствовать.

Гайдара мы до сих пор любим за то, что его мир полон добра, причём абсолютно щедрого.

Именем Гайдара названо бесчисленное количество улиц, площадей, переулков в центральных и не очень центральных городах. Его имя носили Дома пионеров, детские библиотеки, отряды и дружины советских школ. Биографию писателя, как увлекательное художественное произведение, зачитывали на «ленинских» уроках и пионерских сборах. Портрет молодого Гайдара в знаменитой кубанке, с шашкой на поясе висел едва ли не в каждом «классном уголке». Казалось: нет личности более светлой и героической, чем автор «Тимура» и «Судьбы барабанщика». Гайдара миновал каток сталинских репрессий, гонение и забвение. Он погиб в бою с фашистскими захватчиками, будучи на пике своей литературной славы.

Имя Гайдара увековечено не только в названии улиц, школ, установлении бюстов и памятников, но и ему посвящены песни «Гайдар шагает впереди» (из сериала «Красные следопыты», 1962) и «Всадник, скачущий впереди» (бард А. Земсков), фильмы: «Серебряные трубы» (1970), «Конец императора тайги» (1978) и «Остаюсь с вами» (1981).

Гайдар — человек своего героико-романтического, но и трагического времени. Сегодня тяжело поверить, что именно творчество спасало известного писателя от полного внутреннего разлада, болезни, страха перед той реальностью, в которой ему, мечтателю и романтику, приходилось выживать. В своём воображении Гайдар создал счастливую страну пионера Тимура, Альки, Чука и Гека, маленького барабанщика Серёжи. Гайдар сам свято верил в эту страну, верил в реальность великого будущего своих героев. Его вера вдохновляла тысячи, даже миллионы советских мальчишек и девчонок жить по выдуманным, но самым прекрасным и справедливым законам «страны Гайдара». Гайдар на самом деле был своим среди книжных, идеальных героев, с которых брали пример и которым стремились подражать целые поколения. В этом заключена настоящая правда о Гайдаре. Искать какую-то другую правду — не имеет смысла…

Интересные факты:

  • Аркадий Гайдар ещё с детства привык читать стихи и учить их наизусть. Он специально тренировал память, и, будучи уже известным писателем, многие записи читал без тетради. Он мог запоминать большие главы произведений из книг. Рифмовать строчки ему удавалось ещё в десятилетнем возрасте, а в военное время он без труда фиксировал в мозгу все достопримечательности местности.
  • Сам Гайдар говорил, что его главными вдохновителями стали Гоголь, Диккенс и Марк Твен.
  • Рассказ «Голубая чашка» Гайдара вызвал гнев наркома просвещения Надежды Крупской. После публикации в «Пионерской правде» «Судьбы барабанщика» вышел циркуляр о запрете повести, а все книги Гайдара были изъяты из библиотек и уничтожены.
  • В 1939 году Гайдар был награжден орденом «Знак почета», в 1964 посмертно был отмечен орденом Отечественной войны 1-й степени.
  • С 1940 по 1991 гг. школу тимуровского движения прошло более ста миллионов советских детей. Бескорыстная работа в составе команд учила их доброте, самоотверженности и мужеству.
  • Памятник Мальчишу-Кибальчишу, установленный в Москве, стал первым в столице монументом в честь вымышленного литературного героя.
  • Книги А. П. Гайдара выходили 1 262 раза на 101 языке народов мира. Общий тираж изданных книг составил 60 000 000 экземпляров.

Просторы Интернета дадут современному читателю огромное количество пищи для размышлений о личности Аркадия Гайдара. Но надо ли стремиться зачеркнуть многоточия и расставить все точки над «Ё»? Есть Человек не с внешностью садиста, есть Писатель, книгами которого зачитывались несколько поколений — а все остальное от лукавого. Поэтому читайте Аркадия Гайдара вместе со своими сыновьями, ведь у нас катастрофически мало качественной литературы для мальчиков.

  1. «Четвертый блиндаж» (1931 г.)
  2. «Голубая чашка» (1936 г.)
  3. «Судьба барабанщика» (1938 г.)
  4. «Чук и Гек» (1939 г.)
  5. «Поход» (1940 г.)

О Гайдаре писать нынче трудно. «Это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это обыкновенная биография в необыкновенное время», — эта фраза писателя очень многое объясняет.

Как там у Высоцкого?

«С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, —
Вот и сейчас — как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло».

И еще:

«Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт».

Это и о Гайдаре – таком советском Экзюпери, погибшем в 37 лет от немецкой пули, попавшей прямо в сердце.

Что бы там ни было в его биографии, книги о честности, порядочности, верности всегда будут актуальны. Читайте произведения Аркадия Гайдара, и вы сделаете правильный вывод кто прав и кто виноват.

Вам также может понравиться...

К сожалению - Комментарии закрыты